|  ЧУЖИЕ ЗДЕСЬ НЕ ХОДЯТ"Клад" (в оригинале The Holes, что в данном случае означает "Ямы") снят по произведению Луиса Сашара, изданному в 30 странах. Дочь хорошей актрисы Сигурни Уивер (кстати, обновленный "Чужой" Ридли Скотта с лейтенантом Рипли - Уивер вновь выйдет на экраны в конце года) прочитала книгу, когда ей было восемь, и сразу посоветовала маме сыграть роль, которую та в итоге и сыграла. Говорят даже, что кое-где и порой сочинение Сашара конкурирует с "Гарри Поттером". Так или нет, но до наших экранов добрался достаточно редкий киногость. Поначалу "Клад" производит впечатление двойственное - особенно на представителя клана кинокритиков. Кинокритик - существо двувозрастное. С одной стороны, ему всегда 13, что позволяет с восторгом воспринимать фильмы боевых жанров, которые кажутся несерьезными развитым гуманитариям. С другой - ему куда больше, потому фильмы, целенаправленно слепленные для 13-летних, критику как раз не нравятся. Для него они слишком детские. "Клад" в первые минуты как раз и выглядит таким детским фильмом. Дело происходит, во-первых, в пустыне, а во-вторых, в чем-то типа колонии для малолетних неопасных преступников, но словно бы игрушечной. Нравы в колонии, клички пацанов (Зигзаг, Зеро, Команча и даже Вонючка - непременный смех в зале, тем более что это негр-толстяк), сам главный герой, осужденный за кражу кроссовок знаменитого спортсмена, тоже негра (как выяснится, осужденный по ошибке), - все производит впечатление чуточку ненатуральное. Впрочем, "Республику ШКИД", которая когда-то вроде бы нравилась, это напоминает тоже. Что сверхнатурально - так это наказание, которому каждодневно подвергают колонистов: копать в пустыне ямы отсюда и до обеда. Вроде бы в целях перевоспитания (трудом, заметим, бессмысленным, не макаренковским, а прямо-таки концлагерным), но на деле - в неких тайных целях. Как мы скоро поймем, лагерные начальники, все как один смешно нехорошие, что-то ищут, ведут при помощи колонистов-кротов планомерные раскопки. Добавим, что сюжет регулярно проваливается в прошлое, как недавнее, так и отдаленное, рисующее то карикатурные, то лирические картинки из жизни семьи главного героя-подростка (над которой тяготеет проклятие, так что все мужчины из поколения в поколение оказываются неудачниками) и почему-то из жизни Дикого Запада, где одну бледнолицую учительницу разлучили с чернокожим любовником, после чего она озверела и стала кровавой ковгерлшей-разбойницей по кличке Целующая Кейт (кого застрелит - того непременно чмокнет, оставив на челе след от губной помады). Другие детали сюжета: 1) в лагере опасно, поскольку там полно ядовитейших ящериц, явно выдуманных, раздувающих щеки и несущихся в атаку, как славные монстры "Парка юрского периода"; 2) над этим пустынным местом, как над родом главного героя, тоже тяготеет проклятие, отчего там уже столетие нет дождей. А был когда-то зеленый городок на озере, где и жила Кейт, получившая впоследствии прозвище Целующая. Но во второй половине фильма все легко сводится воедино. Тут-то, постепенно увлекаясь происходящим, и делаешь неожиданный вывод, что "Клад" - фильм того жанра, который почему-то почти исчез с экранов. На экранах полно разносортных драм, романтических, эксцентрических и так называемых молодежных комедий, триллеров, ужастиков и прочих боевиков, фильмов в жанре фэнтези, пародий, кинокомиксов, но с них сгинули ленты, которые можно определить как приключенческие. Где не так много "экшна", то есть драк, но много сюжетных поворотов - именно что приключений. "Клад" - как какие-нибудь стародавние советские "Акваланги на дне", только без шпионов, зато с вредителями-воспитателями. Самое неожиданное: кто именно делал эту картину. Сей факт оценят только знатоки-киноманы. Кстати, именно он (как понимаешь задним числом) и мешает с ходу войти в картину, потому что ожидаешь чего-то совсем иного. Взрослые роли исполняют: Сигурни Уивер, Джон Войт, Тим Блейк Нельсон (партнер Клуни и Туртурро по фильму Коэнов "О, где же ты, брат?") и заметно сдавшая, еще вчера юная Патриция Аркетт - она и есть Целующая Кейт. Еще сильнее изумляет имя режиссера - Эндрю Дэвис. Он не то чтобы великий режиссер, но один из спецов по крутому "экшну", снимал ленты с Сигалом, а потом такие (не всегда удачные, но знаменитые и высокобюджетные) боевики 90-х, как "Беглец", "Цепная реакция", "Идеальное убийство" и "Возмещение ущерба". Можно ли было ожидать, что он захочет поэкспериментировать в приключенческом жанре? Автор этих строк любит выходить в рецензиях на социальные или культурологические обобщения. "Клад" повода для них не дает - и не надо. Самая умная - не ахти какая хитрая - мысль фильма изложена одним из его актеров. Мол, это картина об искуплении чужих грехов, совершенных в далеком прошлом, и еще о том, что никто из нас не должен становиться жертвой проклятий предков. И хорошо. И хватит. /Юрий ГЛАДИЛЬЩИКОВ/ | 
| Информация предоставлена сервером "Известия.Ру" | 
| << Предыдущая статья | Версия для печати | Следующая статья >> | 
















