![]() "ПРОПИСАТЬ ПРОЦЕДУРУ ТАК, ЧТОБЫ НЕ БЫЛО НИКАКИХ ТОЛКОВАНИЙ"По информации "Известий", законопроект о новой процедуре назначения губернаторов может быть подготовлен к середине октября. При этом сама процедура внесения президентом кандидатуры главы региона и его утверждения заксобранием остается весьма туманной. Тем не менее, в самих регионах предложения обсуждают и губернаторы, и депутаты, и независимые эксперты. А тем временем разного рода сомнительные субъекты пытаются использовать ситуацию в личных целях. И ЧТОБЫ ГУБЕРНАТОР НАЗНАЧАЛ МУНИЦИПАЛОВ Губернатор Красноярского края Александр Хлопонин считает, что вертикаль власти в России может быть выстроена до конца только в том случае, если главы региональных администраций тоже получат право назначать руководителей крупных территориальных образований. - Какие рычаги воздействия на избираемого мэра города останутся у назначаемого губернатора? - спросили "Известия" у Хлопонина. - На заседании у президента мы подняли эту проблему. В Красноярском крае более шестидесяти районов. Глав этих территорий должны точно так же выбирать местные законодательные органы по представлению губернатора. А вот главы муниципальных органов власти (поселков, городов, сел) должны избираться прямым и открытым голосованием. Это было бы логичным завершением той вертикали власти, которую предлагает выстроить президент. Глава государства услышал наши предложения - дана задача поработать над ними, для этого создана комиссия. Однако президент подчеркнул: главный принцип ее работы - неизменность Конституции. Власти в Красноярском крае, так же как и во многих других российских регионах, уже давно добиваются права назначать глав местных администраций. Казалось бы, рычагов давления на таких чиновников у губернатора более чем достаточно, однако, если руководитель какого-либо района закусит удила, отстранить его от должности практически невозможно. Приходится ждать следующих выборов. ВСЕ ДЕЛО В ПРОЦЕДУРЕ По мнению председателя Заксобрания Ивановской области Павла Конькова, один из подводных камней реформы - всевластие чиновников при определении кандидатуры будущего губернатора. - Президент и так перегружен полномочиями. Не нужно забывать, что он просто человек и не может все в стране делать сам, - в результате решения по кандидатурам будут принимать неизвестные люди от его имени, - поддержал Конькова депутат Госдумы Сергей Попов. Чтобы избежать этого, необходимо детально прописать в законе процедуру и выдвижения, и отзыва будущих глав регионов, причем этот закон должен быть "деликатным", чтобы демократию соблюсти, уточнил Коньков. Например, право отзыва губернатора должно быть не только у президента, но и у утвердившего его заксобрания, ведь оно превращается в "орган, рождающий губернатора". Стало быть, должно отвечать и за его административную кончину. - Прописать процедуру так, чтобы не было никаких толкований, - предложил губернатор Кировской области Николай Шаклеев. Его вариант сохранения демократичности избирательного процесса выглядит так: если заксобрание отклонит кандидатуру, предложенную президентом, глава государства должен предложить другую, а не "продавливать" своего назначенца и не распускать непокорных парламентариев. Тогда, по мнению Шаклеина, это будет именно избрание, а не назначение. Кроме того, кировский губернатор, как и многие его коллеги, считает необходимым достроить вертикали власти до самого низа - до назначения по президентской схеме руководителей муниципальных образований. - Это противоречит Конституции, в ней записано право населения самостоятельно решать вопросы местного значения "прямым волеизъявлением граждан", - возмутился Попов. Гендиректор Института региональных проблем Максим Дианов уверен, что КС не сможет отменить свое решение 1996 года, в котором порядок избрания губернатора местным парламентом был признан не соответствующим Конституции. ПЕРВЫЙ ЗАПРОС - ПОШЕЛ Первый запрос в Конституционный суд отправил депутат Калининградской облдумы Владимир Ежиков. - Речь идет о предложении главы государства: ввести в стране выборы по исключительно пропорциональной системе, - говорит Ежиков. - То есть теперь избранным в парламент страны может быть исключительно гражданин, состоящий в какой-либо партии. Напрямую нарушается статья 19 Конституции о равенстве прав и свобод гражданина вне зависимости от принадлежности к общественным объединениям. А еще одна статья Основного закона гласит: "Никто не может быть принужден к вступлению в объединение или пребыванию в нем"... По оценкам, партии объединяют в своих рядах не более 4% россиян, достигших совершеннолетия. По мнению Ежикова, в случае одобрения Госдумой законопроекта большинство граждан будут лишены пассивного избирательного права - "быть избранными": - Даже если допустить, что партии будут включать в свои избирательные списки и беспартийных, то возникает вопрос: почему рядовому россиянину, пожелавшему баллотироваться в Госдуму, необходимо проходить сито партотбора? Быть мне избранным или нет, должен решать избиратель, а не партийный функционер. Раньше у каждого из нас было два голоса. Один мы отдавали за одномандатника, другой - за партию. Путин предлагает секвестировать наши активные избирательные права вдвое. Одна только фраза президента нарушает сразу четыре статьи нашей Конституции (19, 30, 32, 55). Так что его предложения носят антиконституционный характер. Насколько мне известно, еще ряд моих коллег по другим инициативам главы государства намерены в ближайшее время сделать запросы в Конституционный суд. В РЕГИОНЫ ЕДЕТ "РЕВИЗОР". ЗА МИЛЛИОНАМИ Поскольку процедура внесения кандидатуры губернатора не известна, уже появились люди, козыряющие (большей частью безосновательно) своей близостью к власти, которые стали пытаться... торговать губернаторскими постами. Недавно к губернатору одного из поволжских регионов явился представитель крупного питерского охранного предприятия, по его словам, знакомый с руководством силовых структур. Недолго думая, "питерец" предложил губернатору начать работу по внесению в заксобрание именно его кандидатуры. В обмен попросил "немного" - 2-3 миллиона долларов. Дескать, эта сумма позволит попасть в "особый список" избранных (во всех смыслах этого слова). Якобы после включения в "список" покровителями губернатора автоматом становятся высокопоставленные кремлевские чиновники, питерские силовики и все, все, все. Губернатор был в хороших отношениях с Кремлем, полпредом и даже со своими избирателями (что сейчас редко!), поэтому предложение "человека от кремлевских силовиков", который якобы работал в охране Анатолия Собчака, его не смутило. Глава региона от услуг вежливо отказался. Более того, возмущенно рассказывал о ЧП некоторым депутатам Госдумы (им же в конечном счете голосовать за законы о новой системе власти). Депутаты обещали учесть "опыт" при рассмотрении законопроектов. Несложно представить, что если бы разговор был с другим руководителем региона - у которого связей поменьше, а проблем с избирателями побольше, - то "силовик" развел бы такого главу региона легко. К тому же его набор услуг не ограничивался только "назначением" - в прейскуранте значились и другие пункты: от позитивной справки МВД и до знакомства с первыми лицами. - Эти ребята не могли не появиться. Как только возникают вопросы назначения и сопутствующих ему каких-то кулуарных переговоров, обязательно появляются так называемые посредники. - считает Максим Дианов. - В 99 случаях из 100 это, мягко говоря, жулики. В одном из 100 случаев они, возможно, действительно смогут поспособствовать "решению вопроса", но это еще ничего не значит: включение нужной фамилии в какой-либо список не означает, что этот список не будет пересмотрен непосредственно перед принятием решения. Губернаторы на такие предложения "покупаются" редко, хотя и бывает, особенно если у них слабые политические и экономические позиции. Чаще жертвой подобного обмана становятся кандидаты не столь высокого уровня. - Такие люди есть со времен Гоголя. Это типично для архаического общества, каким является Россия: реформа всегда объявляется неожиданно, любые изменения вызывают в головах чиновничества некую тревогу, они не знают, как им действовать в своем аппаратном пространстве. Поэтому, когда им предлагают такие услуги, они проявляют заинтересованность, - считает гендиректор Центра политической конъюнктуры России Константин Симонов. - В стране существует колоссальный по объему теневой рынок административных услуг, и чиновники, которые в него вовлечены, не видят ничего удивительного в том, что им делают столь сомнительные для любого здравомыслящего человека предложения. Конечно, всегда есть риск, что тебя обманут, но это правила игры - для чиновника лучше списать 2-3 миллиона на какие-нибудь издержки, чем признать, что тебя "кинули" какие-то проходимцы. ОТДЕЛ ПОЛИТИКИ, ОТДЕЛ РЕГИОНАЛЬНОЙ КОРСЕТИ |
| Информация предоставлена сервером "Известия.Ру" |
| << Предыдущая статья | Версия для печати | Следующая статья >> |


