![]() ВРЕМЯ СОБИРАТЬ ОДУВАНЧИКИВ Театре имени Маяковского показали премьеру спектакля "Старомодная комедия" по пьесе классика советской драматургии Алексея Арбузова. Поставил спектакль Владимир Портнов, а роли сыграли Евгения Симонова и Игорь Охлупин. Для пьес Алексея Арбузова существует ряд постановочных приемов, которые действуют безотказно. Тут мудрить не надо. Герои должны быть наивны и просты, говорить прозрачными голосами. Подтекст их отношений должен быть ясен и старшекласснику. Персонажи в таких пьесах цветут, ненавязчиво благоухают, всех радуют. Такое ромашковое поле. Не помешает голубое небо - как фон. Мизансцены под стать героям. Я, конечно, утрирую, но поставленные "в розовом свете" советские пьесы порой напоминают истории из жизни одуванчиков. С другой стороны, надоели спектакли про уродов, хочется иногда посмотреть и про людей. "Старомодная комедия" в Театре им. Маяковского дает такую возможность. Режиссер Владимир Портнов выбрал очень верную позицию, дав проявиться в полной мере актерам и пьесе. Его задачей было соблюсти во всем меру и создать спектакль, в котором и крики чаек, и шум прибоя, и даже свесившийся на заднем плане при слове "орган" деревянный музыкальный инструмент вызывали бы не оскомину, а улыбку. В лирические моменты вступает музыка. В перерывах между сценами рабочие меняют декорации - симпатичная "старомодная" условность. Эта театральная азбука, может быть, и раздражала бы, если бы актеры, особенно Евгения Симонова, не играли так точно, с необходимой долей простодушия. Все это из какой-то другой жизни - и строгий главврач санатория (Игорь Охлупин), и медсестра, закрывающая на ночь корпус, чтобы отдыхающие не бродили по ночам, и храпящие на койках пациенты. Героиня Евгении Симоновой (Она) появляется перед главным врачом колюче-вальяжная и разговаривает не с ним, а с обстановкой - бросает слова столу, стульям, виду за окном. Потом - конфликт, потом - любовь. Когда впервые ее рука начинает путешествие по его плечам, мужчина смотрит на эту руку со страхом. А наутро он начинает извиняться за то, что говорил и делал подшофе. По состоянию зрительного зала видно, что публике доставляет удовольствие концентрироваться на простых чувствах: бульон, который Она приносит Ему в больницу, очень вкусный, и он ест его с удовольствием; после вечера в ресторане можно станцевать прямо на тротуаре, и в этом нет ничего плохого, сколько бы тебе ни было лет; если к старику не приезжает дочь, которую он давно ждет, ему очень тоскливо. Пьесы Арбузова, где с нежностью описаны бытовые мелочи, из которых и состоит жизнь (одна из его пьес называется "Этот старый милый дом"), где интонация не просто человеческая, а даже слишком человеческая, а финал почти всегда счастливый, - эти пьесы, поставленные и сыгранные без слезливости, наверняка будут иметь успех. Слова "советский человек" часто произносятся с легким презрением, в лучшем случае - с жалостью. Здесь - именно эти люди, и на них приятно смотреть, и чувствовать, как невелико расстояние между теми, кто заполнил сегодняшний зал, и людьми, о которых писал Арбузов. /Артур СОЛОМОНОВ/ |
| Информация предоставлена сервером "Известия.Ру" |
| << Предыдущая статья | Версия для печати | Следующая статья >> |


