![]() СТАРОРЕЖИМНЫЕ И ТАЛАНТЛИВЫЕ"Он просто эмоциональный, но талантливый человек. Он сегодня отстаивает одну позицию, завтра противоречит. Он в поиске". Такую характеристику Михаил Фрадков дал министру экономического развития Герману Грефу, добавив, что никаких конфликтов в правительстве нет. Примирительный тон премьера свидетельствует: Фрадков хочет, чтобы "бюджетно-сочинский" инцидент считали исчерпанным, а его причину видели просто в эмоциональности министров, которые болеют за дело. Но забудет ли сам премьер, хитрый, "старорежимный", как про него говорят, администратор с долгой памятью, о том, как ему публично указали на его "техническую" роль? Смирение и поглощение Ожесточенный спор за бюджет, визит Грефа и министра финансов Кудрина в Сочи к президенту при демонстративном отсутствии Фрадкова, а затем - диалог, своевременно появившийся на лентах информагентств, про то, что министров иногда надо подвергать ротации, чтобы лучше работали. Президент шутит. Министры смеются. Премьер молчит. Спустя 4 дня Фрадков выступил с первой примирительной речью на заседании кабинета. В минувшую пятницу правительство выдало окончательную версию случившегося: "эмоциональные по форме, но оправданные по сути всплески Грефа оправдываются желанием решать в комплексе сложные задачи", которые стоят перед правительством и экономикой. Реплика Владимира Путина о ротации министров в реальности была намеком не премьеру, а самому Кудрину, который в тот момент говорил про экономические показатели, а за них ответственен Греф. Т.е. Путин намекнул Кудрину: может, дескать, их с Грефом местами поменять? А вовсе не указал Фрадкову на то, что не надо "прессовать" публично и непублично любимых министров президента. (Впрочем, чуть позже Кудрин тоже получил "шпильку" в виде полковничьей формы и приглашения-повестки поучаствовать в военных сборах.) Как опытный бюрократ, Фрадков "проглотил" первое за время его премьерства указание президентом на роль, отведенную премьеру. Но забудет ли? "Интриги может создавать только руководитель", - обронили фразу в окружении Фрадкова сразу после того, как он явил "примирительную" речь. И хотя сам Фрадков говорит, что ни о каких конфликтах в правительстве речи и быть не может - слишком ответственна работа, которой занят кабинет, - нет оснований полагать, что демарш министров премьер возьмет и проглотит. Еще когда он только появился, про Фрадкова говорили: он будет улыбаться в глаза, жать руку, но если кто-то нанес ему обиду, он этого не забудет никогда. Вопрос в другом: сможет ли что-либо сделать Фрадков, учитывая отведенную ему роль? Цель - в средствах Затруднительно. Во-первых, персональная ответственность министра или ведомства, хотя с началом административной реформы о повышении этой ответственности сказано много, - по-прежнему размыта. Значит, в случае чего ответственность ляжет на кабинет в целом и Фрадкова прежде всего. Во-вторых, все окружение прекрасно знает свойство президента: "Он никого не наказывает за некачественную работу, это все знают и в меру пользуются", - замечает один из сподвижников Путина. То есть угроза быть отставленным пока не нависает ни над Фрадковым, ни над любимыми президентскими министрами. Наконец, третья особенность момента - сегодня все мало-мальски заметные глазу чиновники держат в голове одну паническую мысль: как бы их присутствие в общественном поле не показалось столь активным, чтобы кое-где не зародилась мысль об их претензиях на политическое лидерство... А значит, взаимные трения будут продолжаться. С эмоциональными выплесками и последующими аппаратными ходами. Основная текущая задача правительства, и прежде всего Кудрина, - бюджет-2005. Прорывов он не содержит - все тот же инерционный сценарий, даром что денег много. Но в бюджетных ошибках будет весьма трудно указать на просчеты именно Минфина, ответственность несет все правительство. Что касается среднесрочной задачи правительства, то сейчас полным ходом идет работа по формулированию целей и задач кабинета и показателей эффективности их достижения. С этим сложнее, а недочеты уже могут быть поставлены на вид министрам персонально. Правительство представило первый сводный доклад по ведомствам: для чего они работают, в чем видят цель работы и как будут мерить свою эффективность. От качества докладов эксперты буквально плачут. "Самый сложный процесс - целеполагание, - говорит высокопоставленный правительственный чиновник. - Для большинства министерств он оказался неподъемным". Самостоятельно доклады дались лишь трем ведомствам, за остальных фактически переписывал аппарат правительства. При этом, по общему мнению причастных к работе, к слабым докладам можно отнести работы Минфина и МЭРТа. В их докладах заметна очевидная подмена целей и инструментов, подчас набор шагов и мер заменяется просто констатацией проблемы (тем же грешит доклад Минкультуры, где в каждый абзац добавлен пассаж о "недостаточном финансировании"). Вот, к примеру, задача "обеспечения эффективного налогового администрирования" в изложении Минфина. Она требует принятия мер "по повышению общей комфортности налоговой системы, предполагающей исключение имеющихся нареканий на работу налоговых органов (необоснованно большой объем запрашиваемых документов, трудности при получении пояснений от налогового инспектора и т.п.)". Задачи, относимые к субъектам федерации, во многом сводятся к полномочиям регионов и их расходным обязательствам, а также к необходимости повышать качество управления региональными финансами. Ни слова о выравнивании регионов по доходам. Ничего о методах, какими можно приблизить субъекты к новым требованиям бюджетного планирования. МЭРТ к числу своих задач относит "достижение цели "Создание условий для быстрого и устойчивого экономического роста", но далее опять же следует набор констатаций без намека на предложения, как всего этого достичь. Так, для решения задачи "Повышения вклада государственных инвестиций в увеличение конкурентоспособности экономики" нужно "добиться концентрации ресурсов на мерах, стимулирующих создание и развитие новых эффективных субъектов экономики". Задача 3.2. говорит об увеличении темпов социально-экономического развития "геостратегически важных регионов России в сравнении со среднероссийскими темпами развития". И далее - "укрепление позиций геостратегически важных регионов оказывает положительное влияние на сохранение экономической и политической целостности страны". Задача 3.5. - "содействие экономическому развитию национально-культурных общностей". "Эффективная реализация политики, развитие национально-культурных общностей, обеспечивающая социальную стабильность в обществе, является обязательным условием успешного экономического развития", - делает выводы МЭРТ. Пока Фрадков настроен по отношению к двум ключевым экономическим ведомствам миролюбиво: свои задачи они выполнили, теперь основная часть работы ложится скорее на плечи отраслевых ведомств. Но не стоит забывать: именно МЭРТ должен будет осенью свести доклады ведомств воедино и вместе с Минфином к концу зимы 2005 года представить первый вариант бюджета 2006 года, построенного на новых целях и задачах. Так что простор для творчества премьеру скоро откроется вновь... Тесто и место Однако главная проблема, которую высветила стычка Фрадков-Греф-Кудрин, не в том, что Фрадков и Греф сделаны из разного теста и по-разному видят приоритеты, а в том, что впервые за 5 месяцев работы кабинета все увидели: консолидированных действий не будет и от нынешнего правительства. У каждого из его членов своя система ценностей. И когда эти представления натыкаются на препятствие, каждый апеллирует, куда может: Кудрин с Грефом к президенту, сельский министр Гордеев - к "Единой России", кто-то - в администрацию президента и т.д. Главная работа, которая сейчас проводится в правительстве, сказал Фрадков, - "формулирование экономической линии, потому что сказать, что она есть, - неправильно". Но оснований полагать, что в ближайшие месяцы эта линия засверкает всеми цветами экономической радуги, нет никаких. Процессы, которые сегодня происходят и еще начнут происходить, отчасти будут укладываться в намечаемую логику действий в экономике, но базовая подоплека у них будет совсем иной. Например, Фрадков упомянул реформу "Газпрома". Однако ничего не сказал ни про объединение двух рынков ценных бумаг компании, ни про либерализацию газового рынка, не говоря уже о доступе к прокачивающим мощностям. Он лишь сообщил, что "реформировать (компанию) надо и роль государства в растущей капитализации должна увеличиваться". И пугающе вскользь добавил о необходимости "консолидации активов в нефти и газе". Едва придя в Белый дом, Фрадков затормозил реформу РАО "ЕЭС России", а в минувшую пятницу заметил, что намеченные в отношении энергохолдинга шаги уже отстают от графика, и сообщил, что лично вникает в проблему. Далее, Фрадков все время призывает вспомнить об отраслевой составляющей и вернуть отраслевые министерства в экономическое поле. Отчасти именно поэтому, говорит он, все пространство занято сегодня Минфином. Повышение внимание со стороны правительства (включая мощный аппарат советников) к отраслям будет означать, что компаниям, в этих отраслях работающим, обеспечат еще более пристальное внимание, а возможно, и более энергичное регулирование со стороны государства. В этой дилемме - техническая роль, о которой ему будут периодически напоминать, и одновременно активное участие в принятии решений в некоторых сегментах экономики - видимо, и будет проходить премьерство Фрадкова. СВЕТЛАНА БАБАЕВА Две реформы проходить не будут Итак, никаких разногласий не было. Премьеру просто хотелось таким образом "привлечь внимание к конкретным вопросам". "Буду напрягать ситуацию, чтобы все работали", - сказал премьер. А чтобы министры "научились слышать и слушать о существующих проблемах", Фрадков намерен почаще отправлять их в регионы - для этого даже он попросил Кудрина заложить в бюджете на будущий год больше командировочных расходов. Фрадков говорит, что времени мало и отступать правительству некуда. Однако выводы из этого делает неожиданные. "Одновременно реформировать электроэнергетику и газовую отрасль - можно надорваться" - так он отреагировал на призывы активизировать реформы. Поэтому, считает Фрадков, надо сосредоточиться на реструктуризации РАО "ЕЭС". Потому что по газовой реформе предложения "пока сырые". Впрочем, Фрадкову было трудно отказаться от реструктуризации энергохолдинга - ведь на его реформу Кудрин получил добро у Путина. Поддержку президента уловили и другие члены кабинета и стали наперебой единогласно высказываться за скорейшее продолжение реструктуризации: создание очередной оптово-генерирующей компании (ОГК). Напомним, реформа РАО "ЕЭС" затормозилась в июне, когда Фрадков остановил создание очередной ОГК. Теперь премьер уверяет, что для создания ОГК "не надо директивы правительства". Решение по ОГК должно быть принято 3 сентября на совете директоров РАО "ЕЭС". Опрошенных "Известиями" аналитиков не удивляет сговорчивость Фрадкова. "Фрадков человек новый и пока по советской привычке старается выполнять команды: ему сказали удвоить ВВП, вот он и требует", - говорит научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин. В то же время, напоминает он, у правительства действительно мало времени на реформы: "Окно возможностей" закроется в 2006 году". "На ближайший месяц рынок застрахован от появления какой-либо негативной информации", - считает управляющий активами УК "Проспект" Александр Баранов. По его словам, сейчас, когда государство хочет продать часть акций "ЛУКОЙЛа", негативные новости рынку ни к чему. "До окончания аукциона скорее всего не будет ни нецивилизованных воздействий на "ЮКОС", ни сообщений о возможном затягивании реформы РАО "ЕЭС", - говорит Баранов. - Либеральному крылу в окружении Путина, судя по всему, удалось убедить президента в необходимости поддерживать положительный инвестиционный имидж страны". ВАРВАРА АГЛАМИШЬЯН, ТАТЬЯНА РЫБАКОВА |
| Информация предоставлена сервером "Известия.Ру" |
| << Предыдущая статья | Версия для печати | Следующая статья >> |


