![]() ПРЕМЬЕР НАУЧИЛСЯ ЛОВИТЬ СИГНАЛЫКонфликт премьер-министра Михаила Фрадкова с министрами Германом Грефом и Алексеем Кудриным велено считать ошибкой прессы. После открытой перепалки на заседании кабинета в четверг в понедельник премьер был подчеркнуто любезен с министрами. И благодушен настолько, что призвал снисходительно отнестись к их эмоциям. Скорее всего Фрадков сделал выводы из встречи президента с Грефом и Кудриным в Сочи, на которую его самого не позвали. "Все мы живем эмоциями, но надо слушать, что министры говорят, - миролюбиво заметил Фрадков на заседании кабинета министров. - Сейчас не надо заострять внимание на деталях. Тем более что здешние дискуссии не всегда адекватно освещаются СМИ". Бунт на корабле Неадекватным, нужно думать, премьеру показалось освещение СМИ заседания правительства в четверг, 19 августа. Столь явного конфликта в новом правительстве еще не видели: Греф весьма резко прошелся по экономической политике премьера, а Кудрин поддержал его "недостаточно оптимистичный" прогноз роста экономики. Пока пресса "неадекватно интерпретировала" сей спор, министры получили мощную поддержку самого президента, вызвавшего их в Сочи. По словам источника "Известий" - для обсуждения воскресной инициативы президента оставлять доходы от чеченской нефти в республике. Но рассказать Владимиру Путину о последнем заседании правительства министрам никто не помешал. Фрадкова в Сочи не позвали, что на языке кремлевского протокола говорит о многом. В результате на вчерашнем обсуждении бюджета все трое спорщиков были подчеркнуто миролюбивы. Кудрин на предложения потратить деньги стабфонда (его плановая величина, после которой вообще можно говорить о расходах, в 500 млрд рублей будет достигнута уже к концу этого года) обещал подумать, но при этом невзначай напомнил, что излишний вброс денег в обращение усугубит "голландскую болезнь" российской экономики. Потому что стабфонд помимо предотвращения кризиса при падении цен на нефть играет и роль стерилизатора излишней денежной массы. Которая, по словам Кудрина, "в экономику поступает, но ею не заработана". Греф радостно отметил, что его коллега трижды употребил термин "голландская болезнь", и еще раз, как и на предыдущем заседании, повторил, что лечение ее возможно только диверсификацией экономики. Идиллию заседания неожиданно испортил министр сельского хозяйства Алексей Гордеев. Он обиделся на снижение федерального финансирования его отрасли на 10% и в конце концов вспылил: "Я не согласен с проектом бюджета ни фактически, ни идеологически!" Уверения Кудрина, что региональное финансирование сельского хозяйства, наоборот, многократно вырастет, не помогли. "Такого нет ни в одной стране мира: даже в либеральной Канаде финансирование из федерального и региональных бюджетов идет 50 на 50, а у нас - 10 на 90, - бушевал Гордеев. - Нам всем пора выдать медаль передовиков-либералов". И пригрозил высказать свое "особое мнение" прямо на слушаниях по бюджету в Госдуме: "Пусть правящая партия знает, что обещанное на выборах выполнено не будет, пусть сами решают, как это отразится на их будущем". Сидящие в зале притихли - слишком уж явно запахло бунтом на корабле. Любезность премьера с Кудриным и Грефом (в последнем случае - подчеркнутая любезность) всеми понималась правильно: прозвучала команда "брэк". Да и министры, что называется, не нарывались. И Гордеев явно решил воспользоваться моментом, когда идти на конфликт премьер мог только ценой собственной карьеры. Тут-то Фрадков и показал, что не зря проводил время на дипломатическом поприще в Брюсселе. А Голикова лучше "Я с пониманием отношусь к выступлению Гордеева, - задумчиво начал Фрадков. - Человек давно работает... накипело, наверное". "И когда из уст министра экономического развития мы слышим, что надо менять качество экономической политики, - вот, на последнем заседании, правда, Герман Оскарович?" - с нажимом произнес Фрадков. И заключил: "Это тоже надо слышать". Не забыл и Кудрина: "Я сторонник экономического развития, но пока мы точно не сформулируем в отраслях, что собираемся делать, - я сторонник министра финансов". "Вы должны нацелиться на улавливание сигналов из регионов при проработке консолидированного бюджета", - дал Фрадков наказ министру финансов. И выразив обеспокоенность степенью готовности регионов к новой ответственности за социальную поддержку, как бы невзначай обронил: "Пока о заслугах говорить рано, надо говорить об ответственности". Чем автоматически переложил на плечи Кудрина ответственность за возможные сбои с региональным финансированием льготников. Предложив одобрить бюджет в целом, Фрадков совсем уж изящно поблагодарил Минфин: "Особенно я хотел бы выделить Татьяну Алексеевну Голикову, которая на своих хрупких плечах вынесла эту работу". После чего обратился к Кудрину: "Вы не против, Алексей Леонидович? Тем более что этим плечам придется вынести и последующие корректировки бюджета". После чего всем стало ясно: премьер все понимает и ничего не забывает - это раз. А во-вторых: проект бюджета будет корректироваться. Первые корректировки могут начаться уже 26 августа, когда проект бюджета поступит в Госдуму. Никакая не милитаризация Как заметил Кудрин, приоритеты бюджета останутся неизменными. Прежде всего - прижимистость в расходах: профицит повышен с 1 до 1,5% ВВП. На первом месте (45% расходов) - "повышение уровня и качества жизни населения". На втором (31,1%) - укрепление национальной безопасности. На третьем (10,4%) - создание условий для экономического роста. Правда, все социальные статьи, включая ЖКХ и экологию, "тянут" только на 21,9%. Но Кудрин заметил, что многие социальные по сути расходы попадают в другие статьи: например, в новую статью "Общегосударственные расходы" вошла индексация зарплаты бюджетникам с 1 января 2005 года на 20%. "Чтобы не сложилось впечатления о милитаризации экономики, - сказал министр обороны Сергей Иванов, - расходы на национальную оборону в процентах к ВВП остаются на прежнем уровне - 2,6-2,7%". "Львиная доля из них - оборонный заказ", - добавил Иванов. А основное увеличение абсолютных цифр должно прийтись на те же самые социальные нужды, только военных. Фрадков отметил, что в 2005 году правительство решилось даже нарушить собственное правило не увеличивать непроцентные расходы более роста экономики ради проведения структурных реформ в социальной сфере. В частности - монетизации льгот и сбалансированности региональных бюджетов. Непроцентные расходы увеличатся более чем на 140 млрд рублей, что на 9,1% больше расходов 2004 года с учетом инфляции. Шкура неубитого медведя А вот дискуссия о том, как потратить деньги стабилизационного фонда, может испортить отношения еще многих министров. В том числе - нынешних соратников Грефа и Кудрина. Глава Минэкономразвития готов профинансировать из этих средств и замещение внешнего займа в $2,5 млрд, на которые было намечено выпустить еврооблигации, и государственные вложения в инфраструктурные проекты в энергетике, газовой отрасли и на транспорте. "У нас появился уникальный шанс", - уверял Греф. Кудрин на заседании отделался скороговоркой о необходимости все обсудить, но с журналистами был более откровенен. По его мнению, если уж расходовать сверхнормативные накопления стабфонда, то в такой последовательности: снижение долговых обязательств, прежде всего внешних; покрытие дефицита Пенсионного фонда; все остальное. "Расходы стабфонда на структурные реформы будут возможны при определенных макроэкономических обстоятельствах, которые я в 2005 году исключаю", - заявил министр финансов. /Татьяна РЫБАКОВА/ |
| Информация предоставлена сервером "Известия.Ру" |
| << Предыдущая статья | Версия для печати | Следующая статья >> |


