![]() ПОЛЫЙ КОРОЛЬКороль Артур - британский правдоруб, былинный герой и персонаж дивного фэнтези - приходит к нам в образе самом разочаровывающем. Конечно, он скачет на белом коне и воинственно размахивает мечом Эскалибуром. Но волосы его спутанны и засаленны, лик черен от дорожной пыли, а сам Артур - не король, но наемник Римской империи, робко фантазирующий о свободе и ратующий за избитые либеральные ценности. 90-миллионный блокбастер "Король Артур" начинается довольно-таки интригующе. Массивные кинозальные динамики взрываются патетической симфонией, экран трагически затемняется, и белым по черному появляется титр о том, что проведенные археологические раскопки позволили режиссеру Антуану Фукуа невероятное: восстановить подлинную историю короля Артура. История эта некоторым образом подтверждает известный афоризм Гюстава Флобера (утверждавшего, что не следует прикасаться к идолам - их позолота остается на пальцах) и опровергает все известные нам предания об Артуре, будь то классический роман Томаса Мэлори или последыши вроде "Короля былого и грядущего" Теренса Х.Уайта. Не было короля, не было Камелота, не было круглого стола, меча в камне, нарядных турниров и похода за Граалем. А то, что было, детям лучше бы не показывать: там кровь, грязь, рвань и заваленные трупами пепелища. Семеро смелых рубак по роковой случайности носят многим знакомые имена: Артур, Ланселот, Тристан и так далее вплоть до инфернального гиганта Бориса, вдохновенного задиры, пьяницы и отца бессчетных сопливых пацанят. Рубаки долгие годы служили Риму, секли мечами бунтующих бриттов и со дня на день должны выйти в отставку. Но прежде чем Рим дарует вольную, бойцы должны справиться с последней невыполнимой миссией - спасти от надвигающейся армады саксонцев высокопоставленную римскую семью, чей отпрыск в перспективе станет епископом или даже Папой. Все, что случается дальше, вероятно, следует считать плодами пресловутых археологических изысканий. Из леса, опираясь на посох и выразительно помахивая густыми бровями, появляется старец Мерлин - не мудрый волшебник, но лидер местного британского сопротивления, полевой командир и тянущийся к цивилизации дикарь. Из сырых римских подвалов извлекается язычница Гвинивера - худосочная девица с вывихнутыми пальцами и таким раздражением на лице, что едва ей вправляют суставы, она немедленно берется за гнутый боевой лук (в этой невеликой, но впечатляющей роли занята взошедшая в "Пиратах Карибского моря" британская кинозвезда Кира Найтли). Саксонцы, немытые варвары, завернутые в киногеничные звериные шкуры, жгут британские деревни, злодейски умерщвляют женщин и преследуют Артура - чуть мрачного от того, что он нежданно размяк и вся унылая, холмистая, затянутая туманами Британия стала ему небезразлична. Других сюжетных тропинок, хоть как-то обыгрывающих легенды, в "Артуре" нет и в помине. Придуманная сценаристом "Гладиатора" Дэвидом Франзони варварская Британия решительно отмежевана от сказок. Вместо упомянутых рыцарей можно подставить любые другие имена, хотя бы героев Толкиена или русских богатырей. И даже с рыцарской романтикой все обстоит в полном соответствии со шлягером ВИА "Дискотека Авария" - "Если в сердце дверь закрыта, надо в печень постучаться": банда Артура занимается не любовью, но войной. В сущности "Король Артур" - не такая уж беспросветная вампука. Например, с храбростью, достойной лучшего применения, картина обличает Римскую католическую церковь, изображая церковных служек истериками, рабовладельцами и вообще адскими извергами (выпад непонятный, бессмысленный, но, думается, тем и ценен). Однако апеллировать к этаким вкусным мгновениям - это словно выкачивать ручной помпой воду из тонущего "Титаника". Вложенный чернокожим режиссером Антуаном Фукуа ("Слезы солнца", "Тренировочный день") посыл все равно обескуражит настроенного на рыцарский лоск зрителя: вместе с режиссером он с изумлением обнаруживает, что все (англичане) свободны по праву рождения. Тем более что этот месседж мы уже могли почерпнуть в другой, цельной и ладной картине - в "Храбром сердце" Мела Гибсона, когда шотландский фермер Уильям Уоллес вышел на туманные островные холмы, выкрасил лицо синей краской и бросил вызов той самой британской короне, что выросла на костях короля Артура. /Кирилл АЛЕХИН/ |
| Информация предоставлена сервером "Известия.Ру" |
| << Предыдущая статья | Версия для печати | Следующая статья >> |


