|  ДЕЛО ТЕХНИКИПродолжается обсуждение итогов чемпионата мира по водным видам спорта, который завершился в Барселоне. По просьбе корреспондента "Известий" Андрея МИТЬКОВА свое мнение о проблемах и перспективах российского плавания высказывает заведующий кафедрой физического воспитания Московского государственного индустриального университета, руководитель научно-методического обеспечения пловцов сборной команды России по плаванию, доктор педагогических наук, профессор Геннадий ГИЛЕВ. Три рекорда Европы, одиннадцать рекордов России, три золотые медали, две серебряные и две бронзовые - с такими показателями российские пловцы завершили выступление на чемпионате мира. Если учесть, что последние десять лет плавание в стране находилось, мягко говоря, на спаде, то победы над сильнейшими соперниками (в эстафете 4х100 м вольным стилем - особенно) или соперничество с ними на равных утвердили подъем в развитии этого вида спорта. Достигнутый нашими пловцами прогресс - прежде всего результат успешной организации подготовки сборной команды. Проведение сборов, комплектование состава, планирование, контроль и текущая (по итогам биохимического обследования) коррекция, научное и методическое обеспечение - это далеко не полный перечень проделанной работы. Двигаться вперед - значит не удовлетворяться достигнутым, искать и находить новые прогрессивные подходы, внедрять в тренировочный процесс научно обоснованную передовую технологию. В спортивном плавании Россия должна и может стать лучшей в мире. Для этого есть все основания. Но существуют также окончательно не решенные насущные проблемы. Отдавая должное спортсменам, тренерам, руководству Всероссийской федерации плавания и Госкомспорта РФ, хочется в недалеком будущем рассматривать наши достижения не с позиции отдельных завоеванных медалей, а с позиции лидеров мирового спортивного плавания. Достижения Александра Попова, Аркадия Вятчанина, Евгения Коротышкина, Станиславы Комаровой, прогресс в мастерстве Андрея Капралова, Дениса Пиманкова, Ивана Усова, Дмитрия Талепова, Регины Сыч показали реальность выхода российского плавания на передовые рубежи, а также правильность выбранного пути. Однако необходимо понимать, что на высшую ступень пьедестала поднимаются, как правило, представители той страны, где система подготовки - начиная с массового обучения плаванию и заканчивая совершенствованием на этапе высшего спортивного мастерства - является более отточенной, выверенной и проходит с меньшими потерями талантов на многолетнем извилистом пути. На проблему развития спортивного плавания в России нужно посмотреть комплексно. Чемпионат мира, сборная команда - только самая верхушка айсберга. Все начинается с массового обучения детей плаванию. А продолжается уже в группах начальной подготовки и совершенствования спортивного мастерства в ДЮСШ, ШВСМ, УОР, интернатах. Одна из самых актуальных задач - массовое обучение детей плаванию. От ее решения зависит не только привлечение талантливых ребят к занятиям спортивным плаванием, но также формирование жизненно необходимых навыков умения плавать. По некоторым данным, в России число утонувших (как правило - не умеющих плавать) превышает даже число погибших в ДТП. Увы, на сегодняшний день состояние дел по массовому обучению детей плаванию не является удовлетворительным. По данным московских вузов, только около 5-7 процентов студентов прошли элементарную подготовку по обучению плаванию в школьном возрасте. И при этом подавляющее большинство учились плавать на абонементной основе в бассейнах, а не в рамках программы средней школы. Хотя никто не отменял обязательного обучения плаванию в средней школе! Детско-юношеские спортшколы по плаванию, как правило, также находятся в стороне от массового обучения детей плаванию. Таким образом, поиск талантов сведен практически к нулю. Спортшколы не осуществляют должным образом просмотр новичков, не проводят агитацию в средних школах, группы начальной подготовки набирают из мальчишек и девчонок, которые пришли записаться в секцию. В лучшем случае просматривают тех, кто прошел обучение в абонементных группах. Но если даже предположить, что все, кто обучался в абонементных группах, были просмотрены тренерами ДЮСШ, все равно возникает вопрос: а можно ли из одного процента детей выявить действительно талантливых, способных защищать спортивную честь страны? Опыт показывает, что в среднем из одной тысячи просмотренных ребят только один талантлив по большому счету. И все же даже при таком формальном подходе к формированию групп начальной подготовки финалы всероссийских соревнований "Веселый дельфин" собирают более 800 участников. Многие из них показывают хорошие изначальные результаты. После двух лет участия в "Веселом дельфине" лучшие юные пловцы в течение двух лет участвуют в первенствах среди ДЮСШ. А уже затем - в юношеских чемпионатах России. Нацеленность на результат в детском и подростковом возрасте позволяет нам уже многие годы восхищать мир высокими результатами на международных соревнованиях. На чемпионате Европы 2002 года среди юношей российские пловцы выиграли 16 золотых медалей - это абсолютный рекорд всех времен. Казалось бы, прямой путь к высшим ступеням пьедестала крупнейших международных форумов обеспечен. Однако давно известно, что дети астенического типа телосложения (то есть в будущем более рослые, легкие на воде; яркий пример - это Александр Попов) на начальных этапах подготовки очень резко отстают от сверстников по многим параметрам - выносливости, координации, силе и т.д. При существующей системе тарификации тренерского состава (чем больше разрядников - тем выше зарплата) потенциальные пловцы экстра-класса лишены мотивации для выполнения порой тяжелейших тренировочных заданий. Чемпионские перспективы у них - в далеком будущем. Учитывая конкретность детской психики (выиграл - герой), объяснима потеря потенциально сильных пловцов мирового класса. И из-за того, что в работе ДЮСШ и при формировании сборных детских и юношеских команд во главу угла ставится его величество результат, основной состав сборной России редко пополняется по-настоящему талантливыми пловцами, которые еще не "выжаты" ежедневными двухразовыми интенсивными тренировками. Особого разговора заслуживает техническая и физическая подготовка спортсменов. Этим основополагающим составляющим спортивного мастерства не уделяется должного внимания не только в ДЮСШ, но и в сборных командах, юниорских и взрослых. Тренеры часто ссылаются на отсутствие специализированных спортивных залов, технических средств и тренажеров; и в большинстве случаев не без основания. Однако все же причина видится в другом. Если тренер вынужден с самого начала интенсифицировать процесс подготовки разрядников, то разносторонней очень тонкой физической работе, включая развитие координационных способностей, он просто не уделяет должного внимания. И затем это негативно сказывается на формировании технических параметров движений пловца. Технические погрешности, сформированные и закрепленные на ранних стадиях спортивного совершенствования, довольно часто лимитируют повышение результативности у пловцов сборной команды. И не редки случаи, когда дальнейший прогресс учеников наставник видит только в увеличении тренировочных нагрузок. А в итоге один из лучших или даже лучший на своей дистанции в России спортсмен в мировом рейтинге находится во втором или даже пятом десятке. Наглядный пример рационального подхода к совершенствованию технического мастерства продемонстрировал Вячеслав Лукинский - тренер Дмитрия Коморникова, который рискнул внести существенные коррективы в техническое исполнение движений ног у своего ученика буквально за полтора месяца до мирового чемпионата. И в результате Коморников установил сначала европейский рекорд, а через два дня - мировой. Огорчительно, что ноша лидера оказалась для Коморникова тяжелой и в Барселоне он не показал истинных возможностей. Подводя итоги чемпионата, следует отметить непредсказуемость результатов российских пловцов. И справедливость этой оценки видится как раз в том, что функциональная подготовка у большинства находится на высоком уровне, а техническая нередко не выдерживает совершенно никакой критики. Немного изменив технику выполнения гребка, Регина Сыч в предварительном заплыве на дистанции 1500 м вольным стилем улучшила личный рекорд на 13 секунд, а в финале - еще на 10 и заняла четвертое место. Чем еще раз доказала реальность улучшения результатов за короткий промежуток времени при своевременной коррекции технического мастерства. Чемпионат мира продемонстрировал наши достижения в подготовке пловцов мирового класса, однако, учитывая, что не все участники улучшили результаты, выявил и негативные стороны. Его итоги - хороший урок для дальнейшего глобального развития плавания. От начального массового обучения до подготовки чемпионов и рекордсменов мира. 11 рекордов России на ЧМ-2003 Кто Результат Разница Дата Разница /Стало: Сборная России 3.14/ | 
| Информация предоставлена сервером "Известия.Ру" | 
| << Предыдущая статья | Версия для печати | Следующая статья >> | 
















