![]() ЧЕЛОВЕКА ЗАБЫЛИ!65 сенаторов, входящих в трехстороннюю комиссию по межбюджетным отношениям, намерены направить в правительство и Госдуму специальное обращение. Суть его - в бюджете 2004 года забыли регионы. Чтобы это поправить, надо срочно созывать трехстороннюю комиссию. Рвение сенаторов понятно и похвально - они же рупор регионов в столичной властной тусовке. Однако скорее всего им будет сложно переломить ситуацию - слишком поздно они вспомнили о бюджетном будущем своих субъектов. Госдума поправки в бюджет вносить не хочет, а правительство не планирует. "Проект бюджета на 2004 год носит инерционный характер, экспортная составляющая не сокращается, а прогнозы темпов экономического развития занижены. Вследствие чего занижены и объемы ВВП на 81 млрд рублей, а поступление налогов в доходную часть бюджета - на 44-73 млрд рублей" - такие выводы, по словам главы сенатской комиссии по взаимодействию со Счетной палатой Сергея Агапцова, были сделаны на основании доклада главного контрольного органа страны. "Сумма же неналоговых доходов занижена в бюджете не менее чем на 100 млрд рублей". Что же до регионов, выразителями интересов которых принято считать сенаторов, то о них, похоже, в проекте бюджета на 2004 год просто забыли. - Анализ бюджета-2004 свидетельствует о том, что существенных изменений в развитии бюджетного федерализма не произошло. Концепция межбюджетных отношений так и осталась на уровне деклараций, - заявил "Известиям" аудитор Счетной палаты Сергей Рябухин. В бюджете по-прежнему не прописано закрепление стабильных доходных источников и расходных полномочий за бюджетами разных уровней. Если в проект бюджета-2004 не будут внесены соответствующие изменения, то высокодотационных регионов в России может стать еще больше. Напомним, что с 2001 по 2003 год количество дотационных регионов выросло с 15 до 29. Доходная часть субъектов РФ на 2004 год, считает Рябухин, по видам расходов распределена не в полном объеме, что создает иллюзию образования значительного профицита региональных бюджетов и нарушает требования статьи 33 Бюджетного кодекса (сбалансированность бюджетов). Что же до предусмотренного профицита в региональных бюджетах (это около 250 млрд рублей), то эти цифры не реальны. Наоборот, убежден аудитор, практически каждому региональному бюджету грозит дефицит. В целом доходы федерального бюджета в 2004 году по сравнению с этим годом возрастают в 2,4 раза, тогда как доходы консолидированных бюджетов - в 1,9 раза. В условиях отмены налога с продаж и предусмотренных с 1 января изменений в налоговое и бюджетное законодательства высокодотационным регионам скорее всего не будут компенсированы в достаточном объеме выпадающие налоги - а это 18 млрд рублей. Что же до фонда финпомощи регионам, то его объем увеличивается по сравнению с 2003 годом на 1,5% в номинальном выражении и снижается на 7,5% в выражении реальном (на 14,3 млрд рублей) . На 4,2%, или на 2,2 млрд рублей, снижаются в реальном выражении и компенсационные выплаты регионам. По важнейшей составляющей фонда - детским пособиям и льготам по оплате услуг ЖКХ, говорит Рябухин, объем предусмотренного Минфином финансирования не учитывает инфляцию. При этом ситуация усугубляется тем, что задолженность по детским пособиям на 1 сентября 2003 года составила около 7,5 млрд рублей. "Финансовая поддержка регионов не является приоритетной в проекте бюджета 2004 года", - спохватились в Совете федерации. Спасти ситуацию могут 170 млрд рублей, которые представители Счетной палаты и ряд сенаторов предлагают предусмотреть в 21-м разделе проекта бюджета на 2004 год. На прошлой неделе было решено добавить в бюджет-2003 67 млрд рублей. Из них 32 млрд причитается регионам. 20 млрд из 32 пойдут на дотации из федерального бюджета на повышение зарплат и подготовку к зиме. К слову, по расчетам, на повышение зарплат необходимо 83 млрд рублей. "Эти цифры как раз доказывают правильность позиции Счетной палаты. Лучше сразу предусмотреть финансирование, чем потом перекраивать бюджет", - считает Рябухин. В Счетной палате надеются, что Совету федерации удастся повлиять на изменение ситуации в лучшую сторону - однако, справедливо говоря, региональный бюджетный поезд давно ушел. Верхняя палата практически оказалась выключена из процесса обсуждения бюджета по вине самих сенаторов. Отдельные попытки сенатского бюджетного комитета убедить коллег всерьез заняться бюджетом 2004 года не возымели практического действия. Сенаторам, как и депутатам, намного сподручнее было заниматься партийными делами в регионах, нежели выколачивать в бюджете 2004 года деньги для своих субъектов. Оно и понятно, ведь с новым бюджетом будет жить новая Дума, в которую собирается переехать ряд сенаторов. /Наталья РАТИАНИ/ |
| Информация предоставлена сервером "Известия.Ру" |
| << Предыдущая статья | Версия для печати | Следующая статья >> |


