|  ПАВЕЛ И ПАЛЕНЭтим фильмом режиссер завершил трилогию, начатую "Царевичем Алексеем" и "Царской охотой". "Бедный, бедный Павел", снятый по произведениям Мережковского, уже вызвал некоторое неудовольствие историков: трактовка образа императора как не вполне адекватного правителя озадачила, например, научных сотрудников музея-заповедника "Павловск", где шли съемки. В фильме много красивых эпизодов (снимали кроме Павловска в Петербурге и Гатчине, Царском селе), отличная музыка Андрея Петрова. Императора играет Виктор СУХОРУКОВ, губернатора Петербурга - Олег ЯНКОВСКИЙ. Перед премьерой с ними встретилась Юлия КАНТОР. - Виктор Иванович, фильм вроде бы не претендует на историческую точность. А каким император виделся вам? В.С.: Эта роль очень меня изменила. Это для меня революция. Вы знаете, я всю жизнь доказывал, что я - актер. Вот теперь, кажется, доказал. Не знаю, сыграю ли я дальше такую роль, но есть на чем успокоиться и оглядеться. Павел - вроде бы беспомощный и вроде бы сверхчувствующий человек. Мне была важна не история, а психология. Ведь это очень страшно, даже для человека с устойчивой психикой, когда он подозревает сына в предательстве. Страшно, когда человек, которому ты абсолютно доверяешь - Пален, - предает тебя многократно, и ты понимаешь это в последний предсмертный момент. Или даже не успеваешь понять. Я думал все время, когда снимался, а как же Бог? Как они, верующие люди, идут на убийства?! Как оправдаться-то? - Какой эпизод из фильма интересен для вас более всего? В.С.: Не знаю, интересно было все. Но вот близко к финалу, когда Павел отпускает стражу и охрану, когда он остается один в темной и сырой спальне, в ночной рубашке... Он знает о заговоре и знает, что во главе - Пален, которому он доверяет. Он верит Палену, сказавшему, что он во главе заговорщиков, чтобы знать их планы. Он знает, что вот они ворвутся в открытую дверь (обратите внимание - в фильме Павел оставляет дверь не запертой даже на ключ) и тут же появится Пален, чтобы застать бунтовщиков на месте преступления. А Палена-то нет! И вот этот последний миг - высшая точка напряжения. - Съемки проходили в Гатчине и Павловске, в Михайловском замке, который, кстати, очень удачно реставрировали во время работы над фильмом. Вам помогала аура зданий? В.С.: Помогала - не то слово. Я был в Михайловском замке, в том помещении, где произошло убийство. (Снимали сцену убийства в других помещениях. - "Известия"). Смотрел через то самое окно... Я был и в комнате, где Павел молился в Гатчине. Представляете, в первый же съемочный день подошел ко мне немножко странный человек с ключами и спросил, не хочу ли я увидеть место, где император молился. Отвел меня туда и оставил одного... Биофизика - великая вещь. Я знаю, поверьте, я сейчас не бравирую, но Павел присутствовал на съемках, он мне помогал - иначе у меня бы так роль не вышла. - Олег Иванович, в фильме Павел -- главный герой, а Пален, как бы поточнее сказать, главное действующее лицо что ли… О.Я.: Вы почувствовали? Для меня это важно, Пален - прагматик, европейски образованный человек, действует в России. Он наделен, как он сам же говорит в фильме, фантасмагорическими полномочиями. Он действует искренне - во имя России. - Пален, по Мережковскому, во имя России организует убийство... О.Я.: Вот такой трактовки я бы не хотел: тогда было бы совсем страшно и подло. Вроде бы собрал заговорщиков и отошел в сторону, когда замышлялось убийство. Наблюдал... На мой взгляд, Пален жестоко умен, но не подл. Он бескорыстен и действия свои оправдывает благом государства. - В фильме убийство возводится в ранг государственного деяния, и вы своим Паленом это оправдываете? О.Я.: Во имя большой цели легко пойти даже на преступление, нам ведь так объясняли, правда? А декабристы? Мы романтизируем их, они действительно честны, бескорыстны и интересны. А ведь они хотели свергнуть строй. И находили себе оправдание в гуманистической цели. Еще раз скажу, найти оправдание преступлению легко во все времена. - Оправдание или объяснение? О.Я.: Да, вы правы, объяснение. Вот я на этом "объяснении" и пытался сделать роль. В фигуре графа Палена есть что играть и было над чем подумать. Но, кстати, я не совсем согласен с первой частью фильма. Драматургически там не понятно, почему же Пален решает, что Павел не может управлять Россией. И апеллирует к Александру. Вот это в фильме как-то не прозвучало - все слишком быстро и неясно, что же произошло. А вот второй частью ленты я доволен. И дуэтом с Виктором Сухоруковым - тоже. Вообще я рад, что Виталий Мельников пригласил меня в этот фильм. "Бедный, бедный Павел" - редкая по нынешним временам в кино возможность поработать с настоящей литературной классикой. | 
| Информация предоставлена сервером "Известия.Ру" | 
| << Предыдущая статья | Версия для печати | Следующая статья >> | 
















