|  ДЕСЯТЬ РЕПЛИК В СТАРОМ СПОРЕНа канале "Культура" стартовал проект "Театральный лицей". 10-серийную передачу приурочили к 60-летию Школы-студии МХАТ. Автором и ведущим стал Анатолий Смелянский, героями - бывшие выпускники. Ректор школы-студии говорит о традициях Художественного театра, вышедшие в звезды студенты вспоминают о былом. О профессоре-фанатике классической словесности, который мог запустить в перевравшего любимый текст студента портфелем, о легендарном ректоре, тончайшем Вениамине Захаровиче Радомысленском, о повадках мхатовских небожителей. Рядом с другими театральными вузами школа-студия всегда выделялась хорошими манерами: среди прочего здесь принято здороваться решительно со всеми - и знакомыми, и незнакомыми. Об этом байка Льва Дурова, в студенческие времена столкнувшегося в институтском коридоре с абсолютно пьяным Михаилом Тархановым (народный артист СССР с 1937 года, доктор искусствоведения, профессор) и от ужаса вжавшегося в стенку. Тарханов прошел мимо, но затем Дурову сделали выговор: со старшими надо здороваться. Если посмотреть только одну передачу из десяти, то "Театральный лицей" может показаться набором театральных анекдотов. Но после нескольких серий впечатление будет другим. Речь в сущности идет о дереве и его побегах. Дерево - дом в Камергерском переулке, а о ветвях будет сказано в выпусках, посвященных "Современнику", взаимоотношениям мхатовских артистов с кинематографом, о зарубежных проектах, особенностях мхатовской школы. Это вполне дискуссионный вопрос: театральные языки все больше унифицируются, лица театров определяет не школа, а художественные пристрастия их руководителей. Театральную Россию "омхачивали" около полувека - это имело плачевные последствия и для нее, и для закостеневшего в величии, переставшего развиваться МХАТа. Кризис обозначился в конце 40-х и в 50-е годы. Затем театр возглавил Олег Ефремов, положивший жизнь, доказывая, что главный театр страны жив. Поначалу его доводы выглядели очень убедительно. Теперь МХАТ вытягивает Олег Табаков: пока у него это получается. "Театральный лицей" - аргумент в длящемся не одно десятилетие споре, участники которого пытаются разобраться в том, что такое МХАТ. Великий и вечно живой театр или имитирующее жизнь национальное достояние, периодически воскресающее благодаря искусной гальванизации. Анатолий Смелянский выстроил свою систему доказательств. Для того чтобы ее оценить, надо дождаться, пока в эфир выйдут все десять передач - десять реплик в старой и, похоже, бесконечной дискуссии. /Алексей ФИЛИППОВ/ | 
| Информация предоставлена сервером "Известия.Ру" | 
| << Предыдущая статья | Версия для печати | Следующая статья >> | 
















