|  СТРАНА ВОСХОДЯЩЕГО ТЕАТРАПонятие "Русские сезоны" весь ХХ век было крепко-накрепко связано с Францией, с триумфом нашего искусства в Европе, с его самой успешной за всю многовековую историю экспансией на Запад. Теперь, похоже, намечается едва ли не столь же мощная экспансия на Восток. В Страну восходящего солнца. Инициаторами культурного сближения соседствующих, но не очень-то близких друг другу стран выступили Международная конфедерация театральных союзов и Центр исполнительских искусств японского города Шизуока. О первой организации театральный люд знает не понаслышке - именно конфедерация проводит в Москве знаменитый уже на весь мир Чеховский фестиваль, именно она является единственным, по сути, в России устроителем крупных международных проектов в области театра. Об инициаторе с японской стороны надо рассказать поподробнее. Шизуока, небольшой и ничем особенно не примечательный прежде приморский город, с недавнего времени стал утверждаться в качестве одного из мировых театральных центров. Виновником этой приятной для города кутерьмы оказался уроженец здешних мест, самый известный в Европе японский режиссер Тадаси Сузуки. С середины 90-х он всерьез и надолго обосновался на родине. Городские власти, поняв, сколь выгодно для престижа Шизуоки пребывание в нем столь крупной личности, создали этой самой личности условия, приближенные к идеальным. О площадках, которые оказались сейчас в распоряжении Сузуки, может мечтать самый модный, самый крупный и самый предприимчивый театральный деятель. Причем не только в России, но и на Западе. Мало того что возглавляемому Сузуки Центру исполнительских искусств принадлежит треть огромного культурного мультиплекса Шизуоки (он носит выразительное название Grand Ship и издалека впрямь напоминает корпус огромного корабля). Сузуки владеет еще и целым театральным комплексом (так и хочется написать "плантацией"), воздвигнутой в неправдоподобно короткие сроки посреди прилегающих к городу живописных гор. Здесь, в сени деревьев и в окружении чайных кустов, придающих месту совершенно неповторимый колорит, раскинулось сразу несколько площадок, оснащенных по последнему слову театральной техники (одна из них, выстроенная на открытом воздухе прямо посреди желто-зеленых мандариновых деревьев, как влитая вписалась в ландшафт). Здесь есть масса просторных репзалов, подсобных помещений, больших холлов с великолепными видами и вообще всякой всячины. Здесь есть даже небольшая гостиница для особо почетных гостей. Стоит ли объяснять, что этому райскому уголку сам Бог велел превратиться из Центра Сузуки в центр международной театральной жизни. Ведь в отличие от России, где крупные культурные события почти всегда происходят в двух столичных мегаполисах, на Западе они часто обретают прописку в небольших провинциальных городах вроде Авиньона или Канн. Шизуоке явно не терпится стать японским Авиньоном. И она имеет на это все основания. Именно здесь в 1998 году состоялась 2-я Международная театральная олимпиада (3-я - с шумом, помпой и оглушительным успехом прошла в Москве). Здесь же в 2002 году устроили и первый "Русский сезон в Японии", в рамках которого выступили звезды Большого и Мариинки, показали фоменковские "Войну и мир" и "Волки и овцы" и лучший спектакль Юрия Любимова последних лет "Марат и маркиз де Сад". Ответный "Японский сезон в России" прошел в Москве в рамках последнего Чеховского фестиваля. Казалось, на этом японском "алаверды" все и закончится. Не тут-то было. Япония явно подсела на русский театр. Шизуока особенно. Несколько дней тому назад на уровне японского МИД и посольства России в Японии была достигнута принципиальная договоренность о проведении здесь очередных "Русских сезонов". Стали ясны и некоторые из участников будущего фестиваля - "Ревизор", поставленный Валерием Фокиным в Александринке, "Борис Годунов" окончательно и бесповоротно обрусевшего Деклана Доннелланна, спектакль "Табакерки" "На дне" Адольфа Шапиро, иронические вариации Анатолия Васильева на темы "Евгения Онегина". Среди тех, кого японцы уже дважды привечали в Шизуоке и готовы смотреть еще и еще, - Краснодарский балет Юрия Григоровича, уже вполне консервативный для того, чтобы нравиться не очень искушенному в балете зрителю, и по-прежнему выразительный для того чтобы в конце концов победить скепсис самого рафинированного и продвинутого балетомана. В таком интересе одного народа к культуре другого принято отыскивать точки соприкосновения. Мол, у нас и у вас много общего, мы только кажемся разными и т.д. В данном случае эта риторика как-то глупа и неуместна. Почти ничего общего у нас с дальневосточными соседями нет. Японцы вообще ни на кого не похожи, но на русских они похожи меньше всего. Фантастическая вежливость (как японцы кланяются друг другу - кто кого "перекланяет", об этом можно написать отдельное эссе), нечеловеческое трудолюбие, патологическая чистоплотность (а какие у них унитазы! так оснащены, наверное, космические корабли), терпимость на грани индифферентности (японец может быть разом буддистом, синтаистом и еще похаживать время от времени в православный храм), абсолютный иммунитет к пошлости во всем, что касается визуальной сферы, в том числе дизайна кафе, умения сервировать блюда, организовывать ландшафт - что из этого найдете вы на нашей благословенной родине? Что из этого не чуждо широкому русскому человеку? В Японии нет ничего пышного, пафосного, великолепного, бьющего в глаза. Божественно прекрасного, по-моему, тоже нет. Зато здесь повсюду (даже в самых приземленных местах) царит скромная, аскетичная, сдержанная красота. Япония - это прагматизм, доведенный до эстетических высот. Россия - пофигизм, доведенный до совершенства, до гениальных прорывов по ту сторону добра, зла, обыденности, всего земного и суетного. Какие из нас прагматики! Какие из них пофигисты! Эти крайности рано или поздно, конечно же, должны были сойтись. Как приятно все-таки, что сошлись они на театральном поле. Если так пойдет дальше, "Русские сезоны" станут, похоже, явлением для Японии столь же обыденным, как землетрясение, и гораздо более регулярным, чем извержение Фудзиямы. /Марина ДАВЫДОВА/ | 
| Информация предоставлена сервером "Известия.Ру" | 
| << Предыдущая статья | Версия для печати | Следующая статья >> | 
















