![]() ВИРТУАЛЬНАЯ РОДИНА"Циклофка, шпаклофка, абой". Реклама этой "национальной" мастерской веб-дизайна долго висела на странице, созданной московскими армянами в Интернете. Ироничный привет собратьям-гастарбайтерам из строительных артелей. В поисках заработка одни в поте лица преображают московские квартиры с помощью мастерка и кисти, другие заняты на более тонких работах в кондиционированных офисах. Но кое-что общее у них есть - временно или навсегда эти люди перебрались в Москву. Новая волна иммигрантов, приехавших в Россию в последние три-четыре года, - это особое явление. Они заметно отличаются от беженцев начала девяностых, которые оказались в Москве под давлением трагических обстоятельств - войн, этнических конфликтов. Для иммигрантов новой волны Россия - просто новое место работы, выбранное в силу чисто житейских причин. Но у всех "гостей столицы" одна проблема - люди болеют ностальгией. Способов сохранить себя у них немного - "национальные" рестораны, встречи на кухне с друзьями, культурные мероприятия в забытом жанре "навстречу съезду", на которые время от времени созывают активистов диаспор посольства. Но главная отрада наиболее продвинутых приезжих - доступная, анонимная и безопасная глобальная сеть, где нет проверки паспортного режима, бдительных дежурных по подъезду и регистрации. "Зачем мы покидаем Родину?" Сайт www.erevan.ru - как понятно из названия, объединяет выходцев из столицы Армении. Говорят они чаще о том, что оставили на родине. Из разговоров в форуме: "Детям эмигрантов все-таки труднее найти себе пару своей национальности..." - "Это жизнь, а не лаборатория по выведению "чистых" видов. Не могу понять, как можно в выборе любимого человека руководствоваться происхождением и родословной? Это ведь не фрукты на базаре по вкусу подбирать". "Моя страна для меня - это моя семья, друзья, родные и мой город - а вовсе не заповедник микроолигархов. По мне, каждый из нас делает что-то хорошее для своей родины, когда помогает родным и близким выжить в труднейших условиях, когда дает своим детям лучшее образование, даже если оно на родине неприменимо..." Вот такой автопортрет "новых нерусских". Они не хотят смешиваться, интегрироваться, абсорбироваться, не могут полностью принять традиции, праздники нового общества. У многих по жизни прошел "водораздел", который делит ее надвое: до и после переезда. И время до переезда видится в идеализированном свете, а время после посвящено "прошибанию лбом стены". Никаких служб психологической помощи этим людям, конечно, не предусмотрено. Тем более обращаться к психологу - не в традициях переселенцев из кавказских стран. Поэтому интернет-общение в своем кругу заменило собой и дружескую помощь, и традиционное застолье, и службу знакомств, а сотни молодых людей вместо прогулок по московским улицам сидят дома или в интернет-кафе. Самое популярное для них место встреч и знакомств - чат. Молодые люди энергично эксплуатируют эту едва ли единственную возможность найти себе знакомых. Познакомиться на улице детям из семей иммигрантов непросто. Во-первых, традиции не позволяют. Во-вторых, прогулка может быть грубо прервана первым же милиционером с глазами-рентгенами, взыскующим прописки. Национальные вечеринки больше похожи на выставку невест и достижений "частного" хозяйства. А тут - анонимность и деликатность. "Был бы чеченом - дрался бы как волк" На страничке www.abkhazeti.ru выходцы из Абхазии до сих пор переживают давно минувшую войну. Хотя Нукри Башарули, администратор сайта, считает, что его виртуальная "Абхазия" - просто арена общения: "Относительное большинство участников нашего сайта - это грузинская диаспора в России. А наш сайт - это технический инструмент, средство, которое сближает этих людей. Мы встречаемся и в реальной жизни, но сблизились и общаемся на сайте, без которого, могло статься, многие представители диаспоры никогда бы друг с другом не познакомились". Несколько сот человек заходят на эту страницу ежедневно. Нукри называет их "ядром", а так за сутки число посетителей, бывает, достигает тысячи человек. Нукри признает, что его сайт сделан грузинами - беженцами из Абхазии для себе подобных, но иммигрантским его считать не хочет: "Многие его участники являются иммигрантами, но не все, и обсуждаемые вопросы, в общем, не очень связаны с проблемами иммигрантов. В основном наш круг - это круг соотечественников. Мы надеемся друг на друга и помогаем друг другу". Из диалогов на сайте: "Как депортант и сын депортантов (хотя и не чеченец), скажу, что даже у самого себя чувствую черты... ну если не криминала, то явно антиобщественного элемента. И никуда от этого не деться. Самое странное, что эта черта заметна даже в моих детях, и хочешь не хочешь, но для "порядочного общества" мы в общем-то не подарки. А что говорить о чеченах?" - "Скажу честно, будь я чеченом - наверняка дрался бы как бешеный волк, потому как альтернативы этому не видать..." "Драники здесь называют "картофельными оладьями" Сайт www.maskva.com "Беларуская Масква" (это вызывающее аканье - счастливая привилегия народа, который даже слово "молоко" имеет законное право писать через "а") сделал тележурналист и бывший минчанин Виктор Дятликович. Он объясняет, как закрутилась "вокруг головы" идея обозначить виртуальное белорусское присутствие в Москве: "Во-первых, это мой личный взгляд на этот город и на то, как здесь живется белорусу. У меня набралась критическая масса историй, которыми захотелось поделиться с другими". Большой белорусской диаспоры, считает Виктор, в Москве нет. "Многие и дома-то себя не особо чувствовали белорусами. Но и Москва не дает почувствовать себя москвичом. Раз в три месяца - регистрация. Если не сделал - целыми днями ходишь и в глаза ментам заглядываешь. Если страну изначально чужой считаешь, то никогда своим человеком в ее столице себя не почувствуешь". Пристрастный взгляд белоруса отмечает в Москве и другие неудобства, особенно в общепите: "Официантки - москвички. Но слова "дранікі смажаныя" произносят хорошо. Только на свидания не приходят. Одни обещания. Сами драники прячутся под псевдонимом "оладьи картофельные", что настораживает сразу. Суп с клёцками совсем не такой, как моя мама готовит". Психолог Марина Хазанова объясняет проблемы иммигрантов так: "Это совершенно особые люди. Они могут иметь все те же проблемы, что и "оседлые" люди, но у них есть одна особенность: это люди, которые улетели из своего гнезда. Ведь дом - это не только четыре стены, это еще и история, связанная с этими стенами, с людьми, которые вас окружали, это в конце концов могилы ваших предков, к которым надо иногда прийти и поклониться. И люди фактически лишены этой возможности. Москва - очень трудный и снобистский город. Очень конкурентный город, своего рода маленькая Америка. Здесь приезжим сразу хочется "под крыло" - найти себе подобных. А москвичами они станут тогда, когда у них и здесь кто-то будет похоронен на кладбище". /Гаянэ МАКУНЦ/ |
| Информация предоставлена сервером "Известия.Ру" |
| << Предыдущая статья | Версия для печати |


