![]() БУМАЖНЫЙ РЕСУРСНа предстоящих выборах партии станут бороться за симпатии граждан разными способами. В ход пойдет все - телеролики, рукопожатия с избирателями, наружная реклама. "На всю катушку" будет использоваться и самый традиционный и надежный способ агитации - через газеты. Под выборы партбоссы, как правило, вспоминают о собственной прессе, которую в другое время обходят и вниманием, и финансами. "Известия" провели свой смотр партийной прессы. Особенность этих выборов в том, что прессе придется работать по новым правилам. Газеты не должны иметь собственных политических предпочтений и обязаны четко различать понятия "информирование о ходе избирательной кампании" и "предвыборная агитация". "Информировать" прессе можно, а вот за незаконную агитацию выпуск издания могут приостановить по решению суда - таковы требования обновленного законодательства о СМИ и выборах. Проблема в том, что отличить первое от второго не могут подчас даже маститые эксперты. Как в этих условиях станут издаваться партийные газеты, пока не знают ни Центризбирком, ни функционеры партий. "Медвежий" бренд - в голову избирателю В "Единой России" (ЕР) только готовят выпуск партийной газеты. Называться она будет, естественно, "Единая Россия". Как пояснил "Известиям" один из лидеров ЕР, такое название ей дали не от отсутствия фантазии, а "ради закрепления бренда в голове избирателя". "Газета будет иметь читабельное содержание и рассчитана не только на членов партии, а на широкий круг читателей, на наших сторонников в возрасте от 18 лет", - сказали в исполкоме. В ЕР до сих пор не могут решить, какой должен быть тираж для более полного охвата - 100 тыс. или миллион экземпляров. Выходить газета будет еженедельно. Ближе к выборам планируется сделать ее чуть ли не ежедневной, а вот после декабря-2003 она может вообще прекратить существование. "Все зависит от итогов выборов", - говорят в партии. В Генсовете также еще не решили, продавать газету или сделать ее бесплатной. Возможно, ее станут распространять по подписке среди членов и сторонников партии. Содержание - статьи о жизни и работе организации, решения руководящих органов, разъяснение позиций по ключевым вопросам. Разработчики обещают подавать все это "не в скучной форме". Как быть с новыми правилами информирования избирателя и агитации, в партии пока не обсуждали. "Видимо, писать придется осторожнее", - говорят журналисты". Выход нашли простой - не заниматься в газете прямой агитацией ("Голосуйте за..."). Главная новация "единороссов" - выведение газеты за пределы партийного аппарата: "Мы нашли издательскую структуру, которая будет по контракту производить газету под нашим политическим руководством. У газеты будет редакционный совет, куда войдут члены Генсовета и исполкома партии. Сейчас формируются штаты журналистов и редакторов, которые будут готовить материалы и получать за это зарплату, не намного отличающуюся от окладов и гонораров сотрудников центральных изданий". Коллективный агитатор и пропагандист Среди всех партий наиболее развитая медийная сеть у КПРФ. Партия содержит не одну, а три центральные газеты, две газеты оппозиционные (официально не считающиеся партийными) и ряд обкомовских многотиражек в каждом регионе (!). Головное координирующее издательство "Правда России", как сообщил "Известиям" руководитель информационно-технологического центра компартии Илья Пономарев, выпускает три газеты: "Правду", "Правду России" и "Думу". "Советская Россия" и "Завтра" считаются "тесно сотрудничающими", но не принадлежащими партии. Их в партии называют "нашими партийными рупорами". То, что выходит в "Правде", - официальная партийная информация, "Дума" в основном пишет о работе фракции и голосованиях, "Правда России" - о проблемах регионов, действиях партийных лидеров, публикует постановления ЦК. "Советская Россия" и "Завтра" содержат в большей степени "общечеловеческий" материал и патриотическую аналитику. Партийные газеты имеют журналистский штат, но, как утверждают в партии, "расходы на издание газет существенно ниже, чем у большинства традиционных изданий": масса партийных активистов в регионах, среди которых немало бывших и действующих журналистов, с готовностью работает внештатниками. На выборах коммунисты активно используют свои медийные ресурсы: перед выборами максимально наращивают тиражи, и через эти газеты и листовки распространяют новости, не полагаясь на СМИ первого ряда. КПРФ не в новинку новые правила работы СМИ на выборах: - Мы и до этого были под пристальным наблюдением, поэтому поправки в закон существенно не изменят методы работы наших газет. Сейчас компартия делает ставку на распространение информации через Интернет и внутрипартийную электронную сеть - к ней подключена половина региональных изданий партии, которые набирают часть материала именно оттуда. К осени партийцы намерены объединить в сеть все региональные подразделения. "Колокол" наших дней В Народной партии (НПРФ) долго колебались, что именно они хотят сделать: партийный бюллетень или газету. "Народники" считают неудачным опыт других партий по созданию собственных СМИ, но в итоге решили издавать по возможности качественную и не узкопартийную газету. Идея - попытаться "заново обозреть состояние общества после 12 лет реформ", сообщил "Известиям" редактор "Народника" Владимир Цыбульский. Как он считает, издание, выходящее два раза в месяц, призвано журналистскими средствами "развить и попробовать на крепость идеи, заложенные в идеологии НПРФ". Тираж "Народника" - 100-200 тыс. экземпляров. Под выборы газета будет выходить вдвое чаще, увеличит тираж (говорят, до миллиона). Каждый номер помимо журналистских заметок содержит "крупный идеологический кирпичик" из программы "народников". "Народник" рассылается в региональные и местные отделения НПРФ, где, по словам Цыбульского, активисты берут газету, собирают местную элиту и затевают обсуждение центральной темы номера (например, предложения партии по борьбе с бедностью или реформе Конституции). Кроме того, существует дайджест номера, который рассылается в региональные организации, чтобы активисты на местах делали свои газеты по образцу центральной (часть полос номера - из Москвы, остальные - местные новости, в том числе партийные). - Наша цель - вовлечь региональную интеллигенцию в процесс осмысления происходящего, так как политическая апатия для нашей партии -- самое страшное, - говорит Цыбульский. Готовясь к работе при новом законе, юристы НПРФ обсуждают, что можно публиковать. "Готовы к разным тактикам", - сообщил редактор. В случае чего газета может перейти на электронную версию. - По новому закону партийная газета, как и любая другая, практически за любой материал может быть привлечена к ответственности. Практика покажет, как это будет разрешаться, - сетует редактор "Народника". "Ящик водки" в "Правом деле" Еженедельную газету "Правое дело" тиражом более 20 тыс. экземпляров выпускает уже два года партия "Союз правых сил". В ней довольно "читабельные" тексты с разъяснениями позиций правых; из номера в номер - дискуссии о либерализме и либеральных ценностях. Каждый номер "разбавлен" материалами, не связанными напрямую с партийными или политико-экономическими вопросами. Что характерно, руководство партии не стеснялось выносить на газетные страницы полемику по поводу череды кадровых изменений, постигших СПС после ухода Эльдара Янбухтина с поста главы исполкома. Газета редактировалась политологом Алексеем Кара-Мурзой. В редакционном совете - половина членов политсовета, включая Бориса Немцова и Егора Гайдара. Издание было рассчитано на активистов и сочувствующих СПС. Неожиданно, как признали в партии, "власть переменилась": антикризисный менеджер правых Альфред Кох настоял на переменах. По информации источников "Известий" в исполкоме партии, задуман новый проект со старым названием - массовая еженедельная газета, рассчитанная на широкий круг читателей (а не только активистов). До выборов будет выпущено 18 номеров, главным редактором, по предварительной информации, станет сам Кох. Он же будет вести редакторскую колонку "Ящик водки". По информации "Известий", после того как уляжется выборная лихорадка, финансирование, тираж и концепция газеты "Правое дело" вернутся в прежнее русло. Тогда же к изготовлению "партийного рупора" вернется прежняя команда. Если захочет. Плохая газета "Яблоку" не нужна Комната, где партия "Яблоко" верстает информационно-политический бюллетень с незамысловатым названием "Партия "Яблоко" (подобие журнала с черно-белыми карточками, выходит 2 раза в месяц), затерялась среди кабинетов... клиники сексуального здоровья "Санам". - Зачем нужна партийная бумажная газета, если есть мощный электронный ресурс? Я считаю, нужна, - говорит главный редактор Виталий Попов. - У нас в партии почти 60 тыс. членов, которым рассылается бюллетень, и немногие имеют возможность пользоваться Интернетом. Мы рассматриваем бюллетень как агитационное средство: члены партии читают о политике партии и идут рассказывать людям. Газета - лучшая связь с членами партии. В центральном аппарате партии специальная служба занимается рассылкой материалов. В том числе и бюллетеня - он доставляется заказным письмом, а затем местные активисты разносят номера по почтовым ящикам партийцев. "Яблоко" издает не только бюллетень, ряд региональных организаций выпускает газеты ("Смоленское "Яблоко", например). Редактор полагает, что бюллетень - "хороший ресурс для партии в ходе выборов". Он дает возможность на местах делать агитматериалы на основе статей, размножать их, использовать в местной прессе. На прошлых выборах бюллетеня еще не было - выходила газета "Яблоко" России". Партия не собирается ее возрождать. "Плохая газета нам не нужна, а создавать хорошую - трудно и дорого", - цитирует Попов давнюю фразу Григория Явлинского. Более того, перед выборами бюллетень будет выходить не два, а один раз в месяц - денег не хватает, себестоимость одного экземпляра около 5 рублей плюс доставка. Зато "Яблоко" экономит на гонорарах -- штат бюллетеня три человека (редактор, корректор, верстальщик). Пишут на одном энтузиазме сотрудники пресс-службы партии, аппаратчики, читатели из активистов, пресс-секретари региональных организаций. Рукой и языком Газета "ЛДПР" - малополосное издание тиражом 100 тыс. экземпляров, выходит два раза в месяц. Есть еще молодежный орган и десяток региональных изданий, которые финансируются из местного партбюджета. Редакция рупора ЛДПР - три штатных сотрудника. Остальные - вне штата. Материал - обычный для партийной прессы, газета - не бесплатная, правда, подписка обойдется всего в несколько рублей за полугодие. Те партийцы, кто не в состоянии платить взносы, получают предложение оформить подписку. Часто распространителем газеты становится и сам лидер: в поездки по регионам он берет пачку газет, которая, как утверждают в партии, быстро расходится. В ЛДПР ужесточения закона о выборах не опасаются: - У нас всегда все по закону делается. Мы никого не черним, а пишем про себя. Это ведь наша партийная газета, мы ее в киосках не продаем. Не просто бумага... Со времен "Искры" и "Юманите" своя газета стала для партий таким же естественным атрибутом, как эмблема или флаг. Если повнимательнее присмотреться к рынку партпрессы, несложно заметить парадоксальную ситуацию. С одной стороны, партийные функционеры признают: партия без газеты - как без лица. С другой - почти никто из них не берется сказать, какую роль играет собственная пресса в ходе выборов. Так ли она нужна и оправдывает ли затраты на свое содержание. Общее свойство партийной печати в России: между выборами она тихо тянет свою лямку, получая в общем-то крохи от партийного бюджета. Перед выборами происходит "взрыв" - рост тиража, изменение периодичности выхода. Партбоссы перестают жалеть денег. "Известия" выяснили: в среднем сделать один номер партгазеты стоит от $4-5 до 15 тыс. Плюс еще 2-3 рубля на печать каждого экземпляра тиража. Свою прессу партия использует в основном в регионах. Там, где, как показывают опросы, население выказывает большее доверие именно региональным изданиям. Партийная газета (при условии, что она тиражная!) в таком случае снимает необходимость размещения материалов в местной прессе. Газету проще привезти в губернию и разбросать по почтовым ящикам избирателей, чем заказывать малосодержательные ролики. Эксперты утверждают, что бесплатная печатная продукция особенно хорошо читается в дачный сезон. При участии Александра САДЧИКОВА Западный опыт: газеты меняют ориентацию На Западе мало чисто партийных газет, однако большинство крупных изданий являются близкими к каким-либо партиям. Например, считается, что британская газета Guardian близка к Лейбористской партии, а Times - к Консервативной партии. В свое время партийной газетой считалась известная в СССР британская коммунистическая газета Morning Star, но сегодня она является рупором различных левых сил. В США республиканцы и демократы выпускают свои информационные бюллетени, а партийных газет в чистом виде там нет. Хотя, например, неофициальным органом республиканцев является газета Daily Republican. Перестала быть органом французской компартии и одна из старейших газет страны газета "Юманите". Сегодня газета, тираж которой раньше был 300 тысяч экземпляров, уже не имеет прежней популярности, а компартия владеет лишь 40% акций газеты, остальные - у частных инвесторов. /Михаил ВИНОГРАДОВ/ |
| Информация предоставлена сервером "Известия.Ру" |
| << Предыдущая статья | Версия для печати |


