информационно-аналитический сервер
ОБОЗРЕВАТЕЛЬ
курских средств массовой информации

Статья опубликована: Понедельник, 26 января 2004 года
Документ на полной версии сайта: http://www.46info.ru/media//?uid=28&pid=21
 

Услышать музыку жизни

Попробуйте представить себе полную тишину. Не ту акустическую, которая бывает в телерадиостудиях. И не ту спокойную, омывающую мозг благодатью тишину загородных вечеров. Потому что даже они наполнены звуками жизни, ее музыкой. А представить себе нужно абсолютно мертвую тишину, в которой жизнь – отдельно от звуков. Так она протекает для большинства учеников курской школы-интерната для неслышащих и слабослышащих детей на улице Чумаковской. Правда, в это трудно поверить, глядя на детей, раскованно танцующих и поющих под музыку так, как будто они ее слышат. Этому их здесь специально учат: слышать музыку жизни.

Школа-интернат на Чумаковской в Курской области единственная, сюда везут на учебу детей со всех районов. Приезжают они семилетними не умеющими говорить мизантропами. Уезжают – обычными 18-летними юношами и девушками, общительными и веселыми.

- Дети учатся говорить, подражая взрослым, - говорит директор школы-интерната Галина Пучкова. - Для этого им необходим слух. Если ребенок лишен его, он не может научиться речи самостоятельно. А родители не могут с ним общаться и учить его. В результате совершенно нормальный ребенок отстает в развитии. Вот для того, чтобы этого не случилось, и нужны такие школы, как наша.

Преподаватели и воспитатели проводят с большинством своих воспитанников больше времени, чем папа с мамой: они вместе по 14 часов в сутки. Дети из дальних районов видят родителей только по воскресеньям, да и то не каждый раз. Так что атмосфера в школе почти семейная. Каждый класс можно сравнить с многодетной семьей: в нем обучается 6-8 детей.

Обучение идет на каждом шагу и сопровождает любое бытовое действо. Такое, например, как обед. Преподаватели в столовой просят назвать блюдо, иногда нарочно делая ошибку: именуют кашу супом, чтобы дети сами докопались до истины и затвердили нужное понятие.

Это процесс долгий, непростой и требует огромного терпения: нужно объяснить неслышащему ребенку значение каждого слова и научить его произносить. Для этого часто проводят экскурсии: чтобы объяснить, что такое аэропорт, детей везут туда. Их учат ориентироваться в городе, водят в магазины и разъясняют особенности национального шопинга. В школу приглашают даже парикмахеров и визажистов – обучить воспитанников секретам красивых причесок и макияжа.

По словам Галины Пучковой, ее подопечные требуют большей, чем их сверстники, аргументации: они отличаются повышенным уровнем упрямства, им все нужно доказывать. Был такой случай: учеников раз за разом приводили на кухню, чтобы они могли лично пронаблюдать процесс приготовления пищи и усвоить, что конечный результат отличается от начального.

«Докажите!» - на каждом шагу требуют от взрослых неслышащие дети. И кричать на них бесполезно – повышенные интонации для них не существуют. Конечно, из-за этого процесс обучения занимает больше времени: за 11 лет здесь проходят программу 9 классов. Чтобы получить среднее образование, выпускникам школы на Чумаковской нужно покинуть знакомые стены и поучиться где-нибудь еще.

Выбор невелик – большинство учебных заведений не рассчитано на особенности слуха, вернее, его отсутствие. Есть сурдопереводчик в лицее № 21, есть вечерняя школа для неслышащих на улице Дзержинского, 90. Еще принимают их на учебу два курских училища - № 5 и № 21. Девочкам помогают осваивать профессию повара, мальчикам – слесаря. Дети со способностями к живописи едут в город Павловск Ленинградской области – там находится художественный центр, который дает им возможность стать художниками-оформителями. Но по нынешним временам особо не поездишь – тяжело и дорого.

Впрочем, в курской школе-интернате дают своим подопечным возможность проявить художественные и артистические наклонности во всю ширь: здесь работают танцевальные и хоровые кружки, дети постоянно участвуют в областных смотрах художественной самодеятельности, причем привозят дипломы победителей.

Вообще музыка в школе для неслышащих их окружает гораздо больше, чем в обычной. Здесь каждую неделю какой-нибудь праздник. Официальным праздничным днем является четверг. А повод попраздновать находится всегда – было бы желание. Конкурс красоты «Мисс Золушка», наступление осени или весны – все является основанием для праздника. На прошлой неделе, например, здесь отмечали Святки. С пением, танцами и обрядами гадания – все как положено.

Белокурая «цыганка» Юля щедро одаряла присутствующих веселыми предсказаниями самого приятного свойства. Мне, например, она предсказала романтический вечер в ресторане, а своему директору Галине Николаевне – молодого красивого поклонника. Публика веселилась вовсю – и преподаватели, и их ученики. Потому что вокруг звучала самая замечательная в мире музыка – музыка жизни. В курской школе-интернате знают, как научить ее слышать.

/Елена Байбакова/

Опубликована "Курская правда", #13 (23530)

<< предыдущая статьяследующая статья >>

© 2002-2023 46INFO.RU - ОБОЗРЕВАТЕЛЬ курских СМИ
При использовании материалов сайта для электронных сми обязательно размещение гиперссылки на www.46info.ru, для печатных обязательно указание источника "46Info.Ru - Обозреватель курских СМИ".
Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru