![]() Глазами очарованного странникаЗамечательного русского писателя Н. С. Лескова Лев Толстой недаром называл «волшебником слова» и добавлял, что это «писатель будущего», его жизнь в литературе глубоко поучительна». Тем более интересно из нашего сегодняшнего «будущего» оглянуться и посмотреть вокруг глазами писателя. Многие произведения Лескова правдиво и талантливо рассказывают о Курске и его обитателях и хотя написаны они давно, до сих пор не потеряли для нас значения. Так, действие одного из самых значительных ранних рассказов «Овцебык», начинается следующими словами автора: «Это было летом 1854 года. Мне нужно было хлопотать по процессу, производившемуся в курских присутственных местах. В Курск я приехал в семь часов утра прямо к Челновскому…». Поясним сразу же, что Челновский приходился дальним родственником писателя и он, приезжая часто в Курск по служебным делам, останавливался у него на квартире. Здесь собирались представители местной интеллигенции, студенты, чиновники. Спорили «о чувствах высокого и прекрасного», о «дилетантизме в науке и образовании», о гражданском долге и патриотизме. Но как далеки были эти жаркие дискуссии от жизни и интересов простого народа! Весьма знаменательным является то, что появление этого рассказа было вызвано драматическими событиями в жизни и творчестве начинающего писателя. В статье о петербургских пожарах и беспорядках он намекал, что возникли они под влиянием революционных прокламаций и выступлений агитаторов, призывавших к свержению власти. В демократических кругах статью приняли крайне негативно и Лесков надолго был отлучен от передовой части интеллигенции Росси. В реакционной части общества эта статья вызвала удовлетворение. И так - «Овцебык», 60-ти страничный рассказ из курской жизни 1854 года. В нем молодой писатель пытается объяснить российскому обществу свою позицию в сложнейших социально-политических переменах, происходящих в стране. Но почему же рассказ носит такое странное название и кто его главный герой? «Овцебык» - это сын сельского дьячка, бывший курский семинарист Василий Петрович Богословский, получивший такое прозвище за внешнее сходство с обликом вышеупомянутого животного, описанного в зоологическом справочнике, но в то же время человек умный, волевой и решительный во всех своих мыслях и поступках. Он как бы олицетворяет в своей сущности загадочную и колоритную личность этакого «библейского социалиста», возвышающегося над благоразумием других людей своим «донкихотством» и обрекает себя на трагически безысходный конфликт с реальной жизнью. Главное внимание в этом рассказе Лесков сосредоточил на идейных и социальных контрастах своего героя и курских чиновников, собиравшихся у родственника писателя. «Нет, ты дело делай, а не бреши… У вас все такое в голове, - говорит Василий Петрович, - чтоб и овцы были целы, и волки сыты, а этого нельзя. Этак не бывает». Сам он ищет везде людей праведного действия, или как их стали позже называть, «праведников». После этого рассказа Лесков развивает идею «праведничества» далее и создает в своих произведениях целую галерею «мученических» героев. В тоже время мы видим из рассказа, что и на курской почве, как сорняки, вырастают купцы-мироеды, помещики и чиновники, обирающие простой народ. С одним из них - Свиридовым - наш герой вступает в борьбу. Бывший в прошлом крепостной, этот мужик нечестным путем вышел в богатеи и стал безжалостно обирать своих земляков. «Вот кто враг-то народный… Нам вдвоем на одном свете жить не приходится», - такой вывод из единоборства с богачем делает Василий Петрович. Выросший сам «в горькой нужде» и вдобавок рано осиротевший Василий Богословский готов снять с себя последнюю рубашку, чтобы отдать ее другому, неимущему. Искренний и бесстрашный агитатор, он знает и любит свой народ, живет его интересами, но в конце концов осознает, что народ за ним не идет и кончает жизнь трагически, самоубийством. Работая в Орле, где он родился, в казенной палате чиновником и представителем коммерческой фирмы, помощником столоначальника ревизского отделения, Лесков бывал во многих городах России, в том числе неоднократно приезжал и в Курск, Обоянь, посещал Коренную ярмарку. Свои наблюдения и впечатления о нравах и быте курян отражены писателем и в других произведениях. Продолжая тему о «праведниках», Лесков пишет большой роман-хронику «Соборяне», в котором с особой художественной силой изображает, подобный Курску, патриархальный и полусонный Старгород с его типичными для черноземной России обитателями. Но за внешне корявой и неприметной оболочкой этих скромных и тихих людей писатель разглядел редкой нравственной чистоты душу. Об одном таком «праведнике» - протопопе Савелии Туберозове писатель говорит: «У него хоть и шуба Овечкина, так душа человечкина». Под стать ему и жена - Наталья Николаевна, о которой сам батюшка пишет в дневнике: «Поведайте мне времена и народы, где кроме святой Руси нашей родятся такие женщины как сия добродетель?» В широко известной читателям повести «Очарованный странник» бывший крепостной-орловчанин Иван Флягин, как и другие «праведники», проходит в скитаниях и странствиях по бескрайним просторам России в «очарованиях» и любви к природе и людям. Как и персонажи произведений Тургенева, Тютчева и других писателей он мечтательно говорит: «…Около Курска бывают такие темные ночи, но претеплейшие и премягкие: по небу звезды, как лампады, навешаны, а понизу темнота такая густая, словно в ней кто-то тебя шарит и трогает». Проживая иногда в Курске по две, а то и больше, недели, Лесков любовался природой, окрестностями старинного города и напоминающего и непохожего на его родной Орел. В своих очерках «Печерские антики» Лесков восхищается красотой Курска летним погожим утром, когда в свежем «раннем освещении очень весело смотрит город со своих горок из-за своей сонной Тускари», и добавляет, что Курск напоминает собой Киев, разумеется в миниатюре. Эту схожесть, по мнению автора, придают и расположение города на холмах, возвышающихся над рекой, и густые рощи, подступающие по склонам гор к самой воде. В тоже время, восхищаясь красотами природы нашего города, острый глаз и ум писателя замечает в нем и недостатки жизни и быта. Так, язвительно критикуя тогдашние власти, Лесков пишет в рассказе «Овцебык», что славится в округе река Сейм вкусными раками, но «еще большую известность приобрела она через устроенную в ней систему шлюзования, которая поглотила огромные капиталы, но не освободила Сейм от репутации водной артерии, неудобной к судоходству». Описывая в «Очарованном страннике» ярмарку под Курском, писатель как положительный факт отмечал, что сюда едут купцы и покупатели «буквально со всей России», в том числе и «дурной народ». По этой причине здесь было «достаточно случаев, что иных грабят и убивают». Как видим, Курск и куряне описаны в произведениях Лескова довольно разносторонне и читать его по сей день интересно. Николай ГЕТЬМАН. |
| Опубликована "Курская правда", #89 (23605) |
| << Предыдущая статья | Версия для печати | Следующая статья >> |


