| 
 | ||||
| Документ на полной версии сайта: http://www.46info.ru/media/izvestia/?id=670 | 
| ПАУЛО КОЭЛЬО: "СЕКС НЕ ИМЕЕТ НИЧЕГО ОБЩЕГО С ЕГО ПИАР-КАМПАНИЕЙ"На днях выходит новая книга реального кумира читающих масс Пауло Коэльо, который ворвался в мировой книжный истеблишмент после первой же публикации. И Россия здесь не стала исключением. Новая книга одного из самых популярных в мире современных писателей "Одиннадцать минут" посвящена только сексу - и людям в нем. О сексе и своей книге о нем Пауло КОЭЛЬО рассказал обозревателю "Известий" Анне КОВАЛЕВОЙ. - Что такого произошло с вами - кроме описанных в эпилоге событий, - что заставило вас взяться за секс? - Я пытался разобраться со своей собственной сексуальностью - и заодно понять, что заставляет весь мир вращаться вокруг этих одиннадцати минут секса. - Вы пытаетесь развенчать сияющий образ секса, который так успешно продается человечеству в ходе его глобальной пиар-кампании. Зачем? - Затем, что секс не имеет ничего общего с тем, что нам предлагают в процессе этой кампании. - В этой книге вы заявляете, что ни один из героев не знает, что такое секс. Но вы, как писатель, должны точно знать, что происходит за скобками и отточиями. Так что же это такое? - Секс - это душа и тело, которые связаны с другими душой и телом. Но вообще замечу, что писатель - не всезнающий Господь Бог, но человек, который находится в постоянных поисках самого себя. А секс - просто способ, который Господь выбрал, чтобы явить тайну мироздания. За эти одиннадцать минут вы можете стать инструментом сотворения новой жизни. - Вы пишете, что не знаете, в чем заключается большая опасность: предаться страсти или отстраниться от нее. Что выбрали вы? - Мы все знаем, что любовь может вознести нас на небеса, а может обрушить в глубины ада. Я предпочитаю рискнуть и влюбиться, пусть даже потом окажусь в аду. Занять позицию наблюдателя значит отказаться от жизни. - Как мне кажется, весь этот роман, за исключением послесловия автора, представляет собой своего рода документ отчаяния и разочарования, которое постигает каждого, но которое в этом романе существует для того, чтобы показать - почти мимоходом, почти случайно: разочарование не конечно и влечет за собой последующее увлечение жизнью. - Греческий поэт Константинос Кавафис в стихотворении "Итака", обращаясь к Одиссею, говорит: "Пусть в помыслах твоих Итака будет конечной целью длинного пути. И не старайся сократить его, напротив, на много лет дорогу растяни, чтоб к острову причалить старцем - обогащенным тем, что приобрел в пути, богатств не ожидая от Итаки". Несмотря на то, что в процессе своего пути Одиссей был вынужден сталкиваться с самыми тяжелыми испытаниями, он знал, что в конце пути его ждет Пенелопа. Это свойственно всем нам - чтобы победить, мы должны быть уверены в том, что в конце концов найдем то, за что боремся. - Вы заключаете роман сообщением о том, что главная героиня Мария существует и "проживает в Лозанне с мужем и двумя прелестными дочерьми". Хотите дать понять, что в любви за словом "конец" не всегда следуют тоска и опустошенность, тягостный супружеский долг, нежелание секса и измены? - Все зависит от того, что вы понимаете под словом "брак". Если вы верите, что человек, который живет рядом с вами, никогда ни на йоту не изменится после того, как вы поклялись друг другу в вечной любви, то вы прямой дорогой движетесь к разочарованию. Но если вы полагаете, что жизнь - это процесс постоянных изменений (и соответственно в этом процессе и вы, и ваш партнер тоже меняетесь), то вы будете сталкиваться с удивительными открытиями, иногда болью, но зато вам никогда не будет скучно. - Описывая эволюцию эмоционального, сексуального и размышленческого опыта Марии (в той части, которая отражается в ее дневниках), на чем вы основывались: на коллективном опыте человечества, на своем, на чисто женском? - На шестьдесят процентов книга основана на опыте Марии, если говорить о бэкграунде. Остальное - это мое собственное видение моих прошлых опытов, результаты разговоров с друзьями, еще мне очень помогла писательница Антонелла Зара - она позволила использовать фрагменты ее книги "Наука страсти" в дневниковых записях моей героини... Ну и, как вы говорите, коллективный опыт человечества тоже постарался. - Совсем недавно на русском языке вышла книга Мишеля Уэльбека "Платформа", которая во многом сходна с вашей : современный европеец настолько разочарован во всех старых ценностях, включая секс, что не находит ничего, ради чего стоит жить. Появление двух таких книг одновременно не может быть случайным. Что это - тенденция? О чем в таком случае она говорит - об еще одном закате Европы в новой версии? Континент настолько стар, что у него не осталось ни сил, ни стимулов, чтобы жить? - Я еще не прочитал эту его книгу, но я бы не сказал, что я сейчас в чем-то разочарован. Напротив, я абсолютно убежден, что нормальные люди, те, кого я называю "воинами света", все больше и больше приходят к осознанию того, что нам необходимо пройти индивидуальные изменения и, найдя таким образом новые ценности, их и держаться. После долгого периода апатии у людей появляется все больше желания и энтузиазма открывать новые горизонты - но, разумеется, у вас должно быть достаточно мужества, чтобы попытаться выйти за собственные рамки. Очень просто во всем обвинить систему, заявить, что в жизни нет никакого смысла, и отказаться от поисков мотивации, но это малодушный подход. Если мы несчастливы в чем-то, давайте начнем бороться, чтобы изменить эту ситуацию. - В книге вы говорите о загадочности человеческого рода. А что в нем такого таинственного? - Жизнь - это тайна. А раз так, то и все живое - загадка. - Каково послание этой книги, если выразить его в одной строчке? - Если бы я хотел оставить послание, я бы ограничился одним предложением. Книга гораздо сложнее. Вряд ли стоит говорить о каком-то одном послании... Секс с Коэльо Новая книга всемирно известного автора Пауло Коэльо в современной литературе представляет собой крайне странный феномен: начиная с "Алхимика" и далее он стал самым читаемым автором, но при этом его аудитория - даже не скажешь "целевая", настолько она пестра, разнородна и непросчитываема - и в самом деле состоит из не сходящихся в любой другой ситуации юдей. При этом, чтобы заболеть Коэльо, им надо заболеть сразу, с первых же строчек: вторая половина читающего человечества столь же яростно не принимает этого автора, как любит его первая. "Одиннадцать минут" в этом смысле - книга абсолютно веховая. Это первый опус знаменитого бразильца, который могут прочитать и его оппоненты. "Одиннадцать минут" - книга, которая и в силу названия (одна из версий средней продолжительности полового акта), и в силу содержания (более чем откровенная и натуралистичная история о... и дневник бразильской проститутки, работавшей в Европе) обречена на скандальный ореол. Но профессиональные будни проститутки Марии - не единственное и не главное, но вспомогательное содержание книги: "Куда-то не туда пошла наша цивилизация, и дело тут не в озоновой дыре, не в уничтожении лесов Амазонки, не в вымирании медведей панда, не в курении, не в канцерогенных продуктах и не в кризисе тюремной системы, как объявляют газеты. А именно в той сфере бытия, где трудилась Мария, - в сексе". Задача поставлена, таким образом, глобальная, потому что "Одиннадцать минут" - это попытка осознать, что такое секс, почему за столетия, а особенно последнее, это понятие было, как пишет Коэльо, настолько осквернено и опошлено, почему секс - именно та сила, что движет миром, и отчего с нами происходит очередной цивилизационный кризис. Эта попытка совершается мужчиной, но женщинам тоже не будет скучно: редко в какой книге опыт женщины настолько узнаваем, что, наверное, каждая может сказать: и со мной это тоже было. Как, наверное, и следовало ожидать, "Одиннадцать минут" - книга, которая от начала (включая эпиграфы) и до конца (хеппи-энд в Париже, счастливое послесловие) собрана из трюизмов и банальностей - кинематографических, литературных, психологических, эмоциональных и познавательных (любой человек в процессе развития задает себе те же вопросы, совершает те же поступки и создает те же поведенческие парадигмы). Но этот поток банальностей, как ни парадоксально, спасает книгу от банальности и пошлости. При всей серьезности намерений автора "Одиннадцать минут" тем не менее не дадут ответа на поставленные вопросы, не спасут мир, не решат проблему этих сакраментальных одиннадцати минут и даже не превратят противников Коэльо в его сторонников. Но и тем и другим они дадут чуть-чуть больше, чем одиннадцать минут, времени настоящего удовольствия: от чтения крайне увлекательной книги. Анна КОВАЛЕВА | 
| /Анна КОВАЛЕВА/ | 
| Информация предоставлена сервером "Известия.Ру" | 
| << предыдущая статья | следующая статья >> | |
| 
 | ||||