информационно-аналитический сервер
ОБОЗРЕВАТЕЛЬ
курских средств массовой информации

Документ на полной версии сайта: http://www.46info.ru/media/izvestia/?id=3054
 

ДЕЛО ТЕМНОЕ

На закрытии Московского кинофестиваля покажут "Ночной дозор" - русский вампироборческий боевик, снятый рекламным режиссером Тимуром Бекмамбетовым с привлечением звезд кино, эстрады и литературы. Картину специально к премьере спешно шлифовали в Лос-Анджелесе, а уже 8 июля она выходит в широкий прокат.

"Ночной дозор" - экранизация одноименного романа Сергея Лукьяненко, одного из самых востребованных российских фантастов. Каждый год его книги покупают полмиллиона человек. Некоторые работы Лукьяненко сложились в цельные сериалы: кроме "Ночного дозора" вышел "Дневной" и - недавно - "Сумеречный" с Константином Хабенским на обложке. В экранизации Хабенский играет мага, рекрутированного московской вампироборческой организацией "Ночной дозор". В его еженощные обязанности входят всякие дикости: например, разговаривать с совой или отхлебнуть из стоящей в холодильнике банки немного свиной крови и отправиться на поиски упыря, который без санкции "Ночного дозора" решил пососать кровь человеческую. Кроме Хабенского в дозор входят Владимир Меньшов (филиппинского толка хилер), Гоша Куценко (патентованный соблазнитель) и несколько боевитых оборотней. Есть и конкуренты - "Дневной дозор", представляющий интересы Тьмы. Его, в свою очередь, возглавляет Виктор Вержбицкий, а укомплектован он все больше иконами поп-культуры. К примеру, Ильей Лагутенко в плаще и с клыками, умерщвлению которого посвящен едва ли не лучший в картине эпизод.

Лагутенко здесь, думается, не случайно. "Ночной дозор" вообще напоминает огромное музыкальное видео, растянутое на два часа и только поэтому не попавшее в ротацию MTV. Образы торопятся, нагромождаются, мельтешат. Камера, как у Дэвида Финчера, спешит показать нам механику мира: отслеживает маршрут трубопровода или вслед самолетной заклепкой пролетает сквозь вентиляцию многоэтажного дома. Подкрашенные компьютерной графикой предметы эффектно зависают в воздухе. У облупленной неваляшки Машеньки вдруг прорастают мерзкие паучьи лапы. Грузовик с надписью "Горсвет" на полном ходу втыкается в выставленную пешеходом ладонь, но ДТП не случается - машина делает кувырок и продолжает движение!

Схватки между дозорами проходят в местах вполне узнаваемых - на улицах Москвы, станциях метро, а также в подмосковных Ватутинках, городе, состоящем из единственного небоскреба. Понять и угнаться за сюжетом "Дозора" получается далеко не всегда (будет нелишним заручиться поддержкой тех, кто знаком с первоисточником). Зато география фронта подкупает: это не Блейд, рубивший кровососов в анонимных бойнях, - это наша, московская мистика.

Готовясь к просмотру, важно знать еще кое-что. Проект выпестован "Первым каналом" - компанией с бездонным медиа-ресурсом, и весь он пошел в ход. Пока сам писатель Лукьяненко в пятисекундных рекламных роликах расшифровывает актуальные термины (Иные, Сумрак и др.), Москву завешивают рекламными плакатами, раскрашивают граффити с символикой фильма и вроде бы даже хотят устроить в "Олимпийском" чудовищный (буквально!) фестиваль. Инвестиции это долгосрочные. В начале будущего года нам покажут "Ночной дозор-2", а если фильм выстрелит - продолжат в том же ритме: по 1-2 серии в год. Переходя на принятую в книге систему понятий, это игра, многоходовка, и нынешняя премьера на закрытии ММКФ - лишь первый ее шаг. По этим же понятиям от нас, обывателей, давно ничего не зависит: всем в мире заведуют люди со стальными нервами и сильным магическим потенциалом. Прикажут любить блокбастер - мы полюбим и будем смотреть, сколько бы "Дозоров" они ни сняли.

Однако: если все "Дозоры" будут такими, как первый, сделать это будет несложно.

Сергей ЛУКЬЯНЕНКО, писатель-фантаст: "Играю старательного тупого троечника"

Сергей Лукьяненко - врач-психиатр родом из Казахстана - начинал на излете 1980-х, но прославился лишь в 1997-м, после культового романа "Лабиринт отражений". Написал полтора десятка повестей и романов, несколько сборников рассказов, издается сокрушительными тиражами. С СЕРГЕЕМ ЛУКЬЯНЕНКО, автором сценария фильма "Ночной дозор", специально для "Известий" встретился КИРИЛЛ АЛЕХИН.

- Вы собирались экранизировать "Ночной дозор" еще три-четыре года назад. Почему фильм задержался?

- Первоначально за "Дозор" взялась молодая интересная команда, но работа, к сожалению, не заладилась. Еще на уровне подготовки сценария варианты, которые придумывал я, их не устраивали. Они предлагали свои. Например, про вампиров, которые разъезжали в шикарных черных лимузинах, останавливались в темных подворотнях, и такие, знаете, наркодилеры продавали им кровь невинных девушек... Это была чистейшая чернуха! Я возмутился и сказал, что нет, на такое я не согласен - и только после этого "Дозорами" занялись Тимур Бекмамбетов и Первый канал.

- В ваших книгах скрыто множество контекстных шуток, понятных только вам и ближайшему окружению. А в кино они есть?

- Во второй части, которая выйдет зимой, есть занятие в школе магов. Сидящие в классе ученики - это московские писатели-фантасты, критики по фантастике и так далее: Владимир Васильев, Эдуард Геворкян, Олег Дивов, Леонид Каганов... Я, наверное, кого-то упустил. У меня там тоже есть роль: играю старательного тупого троечника, который особых талантов не имеет, но старается. Взглядом поднимает железную миску, делает дырку в стене и так далее.

- В романах вы налегаете на политику: например, критикуете реальные политические режимы. Останется критика в фильме?

- Я не налегаю сильно на политику - ну если только совсем уж наболит и захочется по поводу очередного безобразия высказаться. Когда писатель начинает заниматься политикой, он становится памфлетистом, публицистом или каким-нибудь еще "истом", но как писатель обычно заканчивается. Я считаю, что нельзя путать художественное кино и политическое... "Фаренгейт 911" Майкла Мура и роман Рея Брэдбери - это все-таки разные вещи. Про президента Буша забудут, а книгу будут читать.

Не пропустите на ММКФ сегодня:

"Русское" (Россия, режиссер Александр Велединский), Дом кино, 14-30

"Девушка с жемчужной сережкой" (Великобритания-Люксембург, режиссер Питер Уэббер), Ролан, 16-00

"Догвилль: Признания" (Дания, режиссер Сами Саиф), Музей кино, 16-30

"Слон" (США, режиссер Гас Ван Сэнт), Пушкинский, 22-30

/КИРИЛЛ АЛЕХИН/
Информация предоставлена
сервером "Известия.Ру"

<< предыдущая статья следующая статья >>

© 2002-2023 46INFO.RU - ОБОЗРЕВАТЕЛЬ курских СМИ
При использовании материалов сайта для электронных сми обязательно размещение гиперссылки на www.46info.ru, для печатных обязательно указание источника "46Info.Ru - Обозреватель курских СМИ".
Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru