|
||||
| Документ на полной версии сайта: http://www.46info.ru/media/izvestia/?id=1980 |
ТРУДНЫЙ ПОСЛЕДНИЙ ПУТЬУ Франции чуть было не украли авианосец. Произошло это в Мессинском проливе, у берегов Сицилии. Правда, гигантский корабль с гордым именем "Клемансо" уже списан на слом, разоружен и даже продан. Но все равно попытка стащить его не на шутку взволновала французов. "Клемансо" спустили на воду в 1961 году. Вместе со своим двойником "Фошем" он в течение почти 40 лет составлял гордость и основную ударную силу ВМС Франции. Последние походы "Клемансо" совершил в Персидский залив в 1991 году и к берегам охваченной войнами бывшей Югославии в середине 90-х. За долгие годы службы "Клемансо" наплавал столько миль, что их хватило бы на 48 кругосветных путешествий. Но всякой славе приходит конец. В 1997 году оба старых авианосца были отправлены на заслуженный отдых. В строй как раз вступал их атомный заместитель "Шарль де Голль". "Фош" отправился в Бразилию и теперь дослуживает свой срок в составе флота этой страны. А "Клемансо" никому сбыть не удалось. С тех пор в течение 6 лет этот корабль стоял у причала в военном порту Тулона, пока чиновники в Париже ломали голову над тем, что делать с этим мастодонтом весом 33 тысячи тонн и длиной 265 метров. Год назад решение было наконец найдено. Французские власти договорились с испанской фирмой "Жижонез де Десквазес" разрезать авианосец на металлолом. Операция должна была происходить на одной из верфей на севере Испании, в Бискайском заливе. Франция отказалась от всякого вознаграждения, так как испанцам предстояла нелегкая работа. "Клемансо" буквально напичкан сотнями тонн асбеста - материалом, который считается крайне опасным в обращении, так как вызывает рак. Испанцы гарантировали соблюдение европейских экологических стандартов при утилизации корабля, а это должно было обойтись им в копеечку. 13 октября нынешнего года "Клемансо" торжественно и со слезами проводили из Тулона. Наверное, многих моряков покоробило несчастливое число, выбранное для расставания с родными берегами. Каково же было удивление и возмущение французов, когда через десять дней один из их патрульных кораблей обнаружил старика "Клемансо" у берегов Сицилии, в то время как авианосец должен был в это время проходить мимо Гибралтара. Простое наведение справок показало: испанская фирма в одностороннем порядке изменила условия контракта. "Клемансо" решили разделать не в испанском, а в турецком порту. И потому тихо перегоняли не в Атлантику, а к берегам Антальи. Негодованию французов не было предела. Хотя, казалось бы, не все ли равно, где будут разрезать на лом этого ржавого монстра? Но то ли на "Клемансо" еще остались какие-то технологические секреты, которыми Франция не хотела делиться с Турцией, то ли в Париже опасались, что турки не справятся с соблюдением европейских экологических норм, но всю эту комбинацию французы поломали. Французские власти немедленно объявили о расторжении контракта с испанской фирмой и передали ответственное дело утилизации "Клемансо" немецкой компании. Самое смешное и оскорбительное для турок обстоятельство этой новой сделки заключается в том, что немцы вовсе не собираются сами уничтожать бывшую гордость французского флота. Они договорились переправить авианосец на одну из греческих верфей и там разрезать корабль. Очевидно, в Греции к экологии относятся серьезнее, чем в Турции. Учитывая вечно натянутые отношения между Афинами и Анкарой, это решение французов и немцев выглядит унизительным для турецкой стороны. А пока разгорается скандал вокруг этой странной франко-испано-немецкой аферы, в которую оказались втянуты Греция и Турция, "Клемансо" мирно ожидает своей участи у берегов Сицилии. Что ж, у великих кораблей и судьбы бывают необычными. Подчас люди даже авианосцам не дают спокойно умереть. |
| /Эльмар ГУСЕЙНОВ/ |
| Информация предоставлена сервером "Известия.Ру" |
| << предыдущая статья | следующая статья >> | |
|
||||