![]() "СПАСИБО ТЕБЕ, ЧАВЕС"В Венесуэле началась кампания по борьбе с неграмотностью. Задача властей - добиться за три месяца, чтобы полтора миллиона граждан научились писать и читать. Оппозиция уверена: вся шумиха вокруг массового ликбеза преследует единственную цель - добиться "идеологического закабаления народа" и повысить политический рейтинг президента Уго Чавеса. Проводить ликбез Чавес собирается при помощи своего друга, кубинского лидера Фиделя Кастро. Помощь, правда, будет не безвозмездной - за поддержку венесуэльское правительство расплатится с Островом свободы нефтью (ежедневно на Кубу поставляют 53 тысячи тонны "черного золота"). Более 70 кубинских преподавателей уже приехали в Венесуэлу, где проводят специальные курсы "повышения квалификации" для ста тысяч добровольцев, которым, собственно, и предстоит нести "просвещение в массы". Оппозиция называет этих людей ни больше ни меньше, как "создаваемым правительством новым народным ополчением, которое будет заниматься политической агитацией и доносами". Последнее предположение, по ее мнению, подтверждает тот факт, что руководство новой кампанией поручено отставному военному, бывшему главе тайной полиции Элиезеру Отайзе, а вооруженным силам приказано "заняться снабжением и другими видами поддержки добровольцев". Отайза эти обвинения опровергает: "Люди, пытающиеся нас обвинить "во внедрении коммунистических идей кубинского типа", пытаются создать климат фашистской ненависти". "Реформа не имеет ничего общего с политикой, как это пытаются представить ученые идиоты. Нести свет гражданам - вот благородная задача, которую может выполнить правительство", - говорит Чавес. Правда, несмотря на жесткие заявления в адрес оппозиции, власти время от времени ненароком проговариваются. Министр просвещения Аристобуло Истурис откровенно признался: "Наша идея - создать полтора миллиона новых избирателей". За кого должны голосовать эти "новые избиратели", очевидно. Даже если оппозиция права, "кубинского варианта" борьбы с неграмотностью у Чавеса в любом случае не получится. На Кубе просвещением вплотную занялись сорок лет назад. Весь 1961 год 250 тысяч добровольцев ездили по стране, обучая миллион граждан основам чтения и письма. Результат превзошел ожидания: на сегодняшний день уровень грамотности на Кубе - 97 процентов - самый высокий в Латинской Америке. Но три месяца - не год, и за это время "догнать и перегнать" Кубу вряд ли получится. Тем более что нынешняя кампания не первая. Уже дважды Чавес, известный своим умением раздавать красноречивые обещания, пытался выступить в роли инициатора реформы. Три года назад он провозгласил "Боливарианскую кампанию по борьбе за всеобщую грамотность". Обошлась она налогоплательщикам в 4,5 миллиарда боливаров. Суть состояла в том, чтобы за полгода вовлечь в государственную систему образования 40 процентов безграмотных. В 2001-м на амбициозный проект было выделено еще 1,9 миллиарда боливаров - однако план был выполнен лишь наполовину: программа охватила 25 процентов безграмотных. После провала первой программы была придумана новая - "Программа национальной грамотности". Цель - полностью победить неграмотность к 2005 году. Объявили и конкретные этапы ее выполнения: число безграмотных должно было уменьшиться на 400 тысяч человек в 2003 году, на 500 тысяч - в 2004-м и на 600 тысяч в 2005-м. Однако события внесли свои коррективы: государственный переворот в апреле 2002-го, общенациональная забастовка в конце того же года и, как следствие, многочисленные экономические проблемы заставили правительство пересмотреть приоритеты. Чавесу стало не до образования - самому бы удержаться у власти. Зато теперь нерешенная проблема оказалась как нельзя кстати. "Борьба с неграмотностью" - неплохой популистский лозунг, способный существенно увеличить поддержку президента среди наименее обеспеченных слоев населения и отобрать голоса у оппозиции, вновь собирающей подписи под обращением в пользу проведения досрочного референдума о доверии главе государства (он может состояться после 19 августа). Проводимой реформой недовольна не только оппозиция, но и местные преподаватели. По их мнению, она нанесет непоправимый ущерб существующей системе образования. В стране и так высокая безработица, а тут еще и кубинцы отбирают у них хлеб. Да и главная проблема Венесуэлы - вовсе не неграмотность, как это пытаются представить власти (по данным ООН, она составляет всего 7 процентов - и это далеко не самый высокий уровень в мире), а тот факт, что с каждым годом увеличивается число детей, которые не ходят в школы. Только в этом году эта цифра достигла трех миллионов человек. "Настоящая проблема - голод. Как можно отправлять голодных детей в школы? Власти пообещали обеспечить школьников питанием, но ничего подобного не делают. Пока уровень жизни будет продолжать падать, о каком образовании вообще можно говорить?" - спрашивают преподаватели. Президент их мнению, похоже, не доверяет: даже разработку реформы поручили кубинскому специалисту Леонеле Релис. "Это революционная технология. Венесуэльско-кубинский метод, который мы решили использовать", - говорит она о реформе. "Революционная технология" заключается в использовании 65 аудио- и видеокассет и нескольких книг, отпечатанных на Кубе. В программе также изучение основных государственных символов: герба, гимна, флага, а также истории страны и имен политических лидеров. А на последней странице учебника - слова благодарности: "Сейчас ты можешь читать и писать. Спасибо тебе, Чавес!" /Елена ШЕСТЕРНИНА/ |
| Информация предоставлена сервером "Известия.Ру" |
| << Предыдущая статья | Версия для печати | Следующая статья >> |


