![]() "ВАЛЕТЫ" ВЫБИЛИСЬ В ТУЗЫВ Русском музее открылась выставка художественного объединения "Бубновый валет". Осенью выставка переедет в Третьяковскую галерею в Москве. Большая выставка "Бубнового валета", открывшаяся в корпусе Бенуа Русского музея, отвечает самым респектабельным консервативным представлениям о "хорошей выставке". На белых и темно-красных стендах в ряд висят картины в золоченых рамах. Красные стенды - это, разумеется, намек на бордовые стены академических залов ГРМ. Преувеличенная помпезность бордово-золотого сочетания вкупе с драматически приглушенным светом - ярко освещены только сами картины, а зрители ходят по выставке в полутьме - весьма ироничный реверанс в сторону классического музея и классического искусства, и он особенно правомерен на выставке художников начала ХХ века, которые как раз сейчас окончательно перешли из разряда бунтарей в разряд классиков и столпов отечественной культуры. Этим изящным жестом ирония выставки "Бубнового валета" ограничилась; в остальном она серьезна и исполнена на высшем музейном уровне. Это "Бубновый валет" заслужил. Объединение живописцев-авангардистов, возникшее в 1910 году и просуществовавшее до 1917-го, - звезда первой величины в созвездии имен, событий и художественных течений начала прошлого века. "Бубновый валет" вырос из заимствованного постимпрессионизма, из сезаннизма, из ван Гога, Матисса и Гогена, но усвоил он их настолько органично и талантливо, что из эпигонского превратился в оригинальное художественное явление. В состав "Валета" входили, или хотя бы иногда принимали участие в его выставках, крупнейшие художники, чьи имена составляют ныне пантеон русского авангарда, причем эти художники принадлежат, как ни странно, разным течениям - по-разному сложились их пути до и после "Валета". Петр Кончаловский, Роберт Фальк, Александр Куприн, Александр Осмеркин, Аристарх Лентулов, Владимир Татлин, Илья Машков, Наталья Гончарова, Михаил Ларионов, менее известные Бейгун, Грищенко, Плигин, Рождественский - в 1910-е все они были молоды, веселы и неимоверно талантливы, а само время было таким, что самые смелые поиски были для художника и более достойным, и более обычным делом, чем обыденная спокойная жизнь и нормативное творчество. Выставка построена хронологически: анфилада залов проводит зрителя от начала "Бубнового валета" - одноименной выставки 1910 года в Москве, где нарушители художественного спокойствия впервые заявили о себе как о самостоятельном культурном явлении, - через основные вехи истории "Валета". Уже через два года после нее Михаил Ларионов, которому, кстати, "Валет" обязан своим названием, заявил, что "валеты" недостаточно радикальны, и устроил отдельную выставку наиболее бунтарского крыла группы - эпатажный "Ослиный хвост", в котором, помимо самого Ларионова и его жены и соратницы Натальи Гончаровой, участвовали такие футуристические звезды, как Малевич, Татлин, Шагал, Розанова и Филонов - художники, чьи пути в дальнейшем разошлись так далеко, что трудно даже представить, что когда-то они были единомышленниками. В нескольких залах представлены более умеренные представители "Валета" - пока участники "Ослиного хвоста" ниспровергали устои, они успели оформить и развить замечательный русский сезаннизм. Устроители выставки решили показать не только официальных "бубнововалетцев", но и тех художников, кто не являлся постоянным членом группы, но принимал участие в ее выставках и чье искусство оказало непосредственное влияние на художников "Валета" - и зал, посвященный выставке "Бубновый валет" 1916 года, открывается великолепной композицией Малевича "Супрематизм". Завершающим аккордом экспозиции становится 14-минутный фильм-хроника "Москва. "Бубновый валет", снятый специально для выставки. Инициатором выставки стал Фонд культуры "Екатерина", возглавляемый коллекционером Владимиром Семенихиным. Фонд сам наладил отношения с музеями и спонсорами, нанял кураторов, создавших ядро выставки, устроил прокат, издал каталог и снял упомянутый фильм. Частная культурная инициатива становится полноправным партнером инициативы государственной и успешно действует на международной культурной арене. Выставка "Бубнового валета" была показана весной этого года в Монако, она же стала ядром выставки в Петербурге. /АННА МАТВЕЕВА/ |
| Информация предоставлена сервером "Известия.Ру" |
| << Предыдущая статья | Версия для печати | Следующая статья >> |


