![]() ПЛЮС КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ ВСЕХ ШКОЛРоссийские школы по уровню компьютеризации во много раз отстают и от европейских средних учебных заведений, и от российских вузов. Однако даже там, где компьютеры есть в достаточном количестве, их не используют. Потому что не знают, как. Об этом говорилось на презентации докладов Всемирного банка и Института развития информационного общества о политике информатизации в российских школах. Сейчас в России на один компьютер приходится 113 школьников, если включать в эту статистику учеников начальных классов, и 59, если их не считать. В странах ЕС этот показатель составляет всего семь человек "на место". В то же время российские вузы отстают от европейских по этому показателю всего в три раза - 9 студентов против трех. Единственный плюс в том, что компьютеры в наших школах моложе, чем в зарубежных, потому что ставили их, как правило, год-два назад. Но это характерно не для всех регионов. Например, в Красноярском крае большинство школ, особенно сельских, пользуются компьютерами 1985-1992 годов выпуска. Директор одной из таких школ сообщила сотрудникам Всемирного банка, что у них есть несколько "хороших" компьютеров и несколько "немного старых". Хорошими компьютерами она считала машины с 486 процессором. Чуть больше половины всех компьютеров подарены нашим школам частными лицами или коммерческими предприятиями. - Это хорошо характеризует наше общество, но плохо государство, - говорит Сергей Шапошник, сотрудник Института развития информационного общества. К Интернету подключено всего 13 процентов российских школ. Из них 91 процент пользуется коммутируемым доступом - медленным и некачественным. - Никакая серьезная реализация образовательных технологий с таким каналом невозможна, - считает Сергей Шапошник. Интернет в работе с учениками используют только пять процентов школьных учителей. При этом почти все они - преподаватели информатики. Доля учителей-предметников в этой выборке, по мнению Шапошника, минимальна. Ситуация осложняется еще и тем, что 89 процентов всех школьных компьютеров сосредоточены в компьютерных классах, поэтому использовать их при изучении русского языка или математики проблематично. Кроме того, только очень маленькая часть школьной программы дополняется компьютерными материалами. И пока не разработана методика их использования, неизвестно, что компьютеры приносят больше - пользы или вреда. Не исключено, что неправильная методика переключает внимание учеников с сути урока на сам компьютер. По мнению специалистов Всемирного банка, основная ошибка при внедрении в российские школы информационных технологий заключается в экстенсивной стратегии: главное - поставить как можно больше компьютеров, не задумываясь о том, какой от них будет толк. Однако только для того чтобы вывести Россию хотя бы на показатель Венгрии двухлетней давности - девять учеников на один компьютер, - потребуется еще 1,5 миллиарда долларов. Всемирный банк предлагает нам применять более выгодную интенсивную стратегию. В первую очередь нужно направить усилия на выравнивание возможностей доступа к информационным технологиями уязвимых групп населения - инвалидов и детей из малообеспеченных семей. Кроме того, Всемирный банк рекомендует сертифицировать выпускников школ на умение обращаться с компьютерами. Предлагается обучать преподавателей правильно применять новые технологии, а также создать сеть специальных "демонстрационных" школ, где активно и эффективно будут использоваться информационные технологии. Всемирный банк также предлагает использовать "нетрадиционные ресурсы", в частности "инициативу снизу". Например, в ходе исследования выяснилось, что половина используемых в школах цифровых материалов сделана учителями. Такие начинания надо поддерживать и развивать, считают эксперты Всемирного банка. /Наталья КОНЫГИНА/ |
| Информация предоставлена сервером "Известия.Ру" |
| << Предыдущая статья | Версия для печати | Следующая статья >> |


