![]() ЗАБЫТАЯ РОССИЯВ среду Госдума рассмотрит во втором чтении проект бюджета 2004 года. Между тем почти семь десятков сенаторов, входящих в трехстороннюю комиссию по межбюджетным отношениям, собираются направить в правительство и Госдуму свое специальное обращение. Суть его - в бюджете 2004 года регионы забыты. Рвение сенаторов понятно и похвально - они же рупор регионов в столичной властной тусовке. Однако скорее всего им будет сложно переломить ситуацию - слишком поздно они вспомнили о своих субъектах. Госдума поправки в бюджет вносить не хочет, а правительство - не планирует. "Проект бюджета на 2004 год носит инерционный характер, экспортная составляющая не сокращается, а прогнозы темпов экономического развития занижены. Вследствие чего занижены и объемы ВВП на 81 млрд рублей, а поступление налогов в доходную часть бюджета - на 44-73 млрд рублей" - такие выводы, по словам главы сенатской комиссии по взаимодействию со Счетной палатой (СП) Сергея Агапцова, были сделаны на основании доклада СП. "Сумма же неналоговых доходов занижена не менее чем на 100 млрд рублей". Что же до регионов, выразителями интересов которых принято считать сенаторов, то о них, похоже, в бюджете-2004 просто забыли. Как забыли о них и сами сенаторы. - Анализ бюджета свидетельствует о том, что существенных изменений в развитии бюджетного федерализма не произошло. Концепция межбюджетных отношений так и осталась на уровне деклараций, - заявил "Известиям" аудитор Счетной палаты Сергей Рябухин. В бюджете по-прежнему не прописано закрепление стабильных доходных источников и расходных полномочий за бюджетами разных уровней. Если в проект бюджета-2004 не будут внесены соответствующие изменения, то высокодотационных регионов в России может стать еще больше. А по данным СП, за три года (с 2001 по 2003 год) их число возросло почти в 2 раза - с 15 до 29. Доходная часть региональных бюджетов на 2004 год, считает Рябухин, распределена не в полном объеме, что создает иллюзию значительного профицита бюджетов субъектов и нарушает требования статьи 33 Бюджетного кодекса (сбалансированность бюджетов). Что касается предусмотренного профицита в региональных бюджетах (это около 250 млрд рублей), то эти цифры нереальны. Наоборот, убежден аудитор, практически каждому региональному бюджету, за исключением бюджетов регионов-доноров, грозит дефицит. В целом доходы федерального бюджета в 2004 году по сравнению с этим годом возрастают в 2,4 раза, тогда как доходы консолидированных бюджетов регионов - в 1,9 раза. С учетом отмены налога с продаж и предусмотренных с 1 января изменений в Налоговом и Бюджетном кодексах высокодотационным регионам скорее всего не будут компенсированы в достаточном объеме выпадающие налоги - а это 18 млрд рублей. Объем фонда финпомощи регионам в номинальном выражении увеличивается по сравнению с 2003 годом на 1,5% (и составит 311 млрд рублей), однако в выражении реальном снижается на 7,5% (на 14,3 млрд рублей). На 4,2%, или на 2,2 млрд рублей, снижаются в реальном выражении и компенсационные выплаты регионам. По важнейшей составляющей фонда - детским пособиям и льготам по оплате услуг ЖКХ, говорит Рябухин, объем предусмотренного Минфином финансирования не учитывает инфляцию. При этом ситуация усугубляется тем, что задолженность по детским пособиям на 1 сентября 2003 года уже составила около 7,5 млрд рублей. "Финансовая поддержка регионов не является приоритетной в проекте бюджета 2004 года", - спохватились в Совете федерации. Спасти ситуацию могут 107 млрд рублей, которые представители Счетной палаты и ряд сенаторов предлагают предусмотреть в 21-м разделе проекта бюджета на 2004 год. На прошлой неделе было решено добавить в бюджет-2003 67 млрд рублей. Из них 32 млрд причитается регионам. 20 млрд из 32 пойдут на дотации регионам из федерального бюджета для повышения зарплат и подготовки к зиме. "Эти цифры как раз доказывают правильность позиции Счетной палаты. Лучше сразу предусмотреть финансирование, чем потом перекраивать бюджет", - считает Рябухин. К слову, в связи с повышением оплаты труда с 1 октября 2003 года на 33% дополнительные расходы федерального бюджета в 2004 году составят 73,2 млрд рублей, тогда как дополнительные расходы регионов - 89,9 млрд рублей. В Счетной палате надеются, что Совету федерации удастся повлиять на изменение ситуации в лучшую сторону - однако, справедливо говоря, региональный бюджетный поезд давно ушел. Верхняя палата практически оказалась выключенной из процесса обсуждения бюджета, причем по вине самих сенаторов. Отдельные попытки сенатского бюджетного комитета убедить коллег всерьез заняться бюджетом 2004 года не возымели практического действия. Сенаторам, как и депутатам, намного сподручнее было заниматься партийными делами в регионах, нежели выколачивать в бюджете 2004 года деньги для своих субъектов. Оно и понятно, ведь с новым бюджетом будет жить новая Дума, в которую собираются переехать ряд сенаторов. /Наталья РАТИАНИ/ |
| Информация предоставлена сервером "Известия.Ру" |
| << Предыдущая статья | Версия для печати | Следующая статья >> |


