![]() ЛАТВИЯ ОБНАРУЖИЛА СВОЕГО ШАГАЛАНакануне юбилея выдающегося американского художника XX века, одного из основателей так называемой нью-йоркской школы, великана абстрактного экспрессионизма Марка Родко в рижском Государственном художественном музее открыли экспозицию, присланную из вашингтонской Национальной галереи. Будущий знаменитый художник родился 25 сентября 1903 года на окраине Российской империи в Двинске, еще не подозревавшем, что он станет Даугавпилсом. Марк был четвертым ребенком в семье местного аптекаря Якова Родковича. В 1913 году отец, опасавшийся погромов и призывов в царскую армию двух старших сыновей, увез семью в далекий заокеанский Орегон. В связи с выставкой в столицу Латвии приехали дочь и сын художника - Кейт и Кристофер, которые были совсем юными, когда отец уединился в нью-йоркской студии и, впав в депрессию, зимой 1970 года перерезал себе вены. Большую часть наследия Родко составляют широкоформатные прямоугольники, относящиеся к жанру открытых цветовых полей (open color field). Сам художник советовал зрителям находиться в 18 дюймах от полотна. Искусствоведы рекомендуют подойти поближе, расслабиться, походить вокруг, подождать... Словом, если у вас около часа для просмотра, лучше отложить на другой раз. В работах Маркуса Родковича (под этим "двинским" именем в 1933 году в Портленде прошла его первая персональная выставка), ставшего в 38-м гражданином США Марком Родко, в отличие от его витебского тезки Шагала не найти следов местечкового детства. Кейт уверяет, что отец был очень закрытым человеком и лишь изредка рассказывал о детском счастье поспать на теплой русской печке, прокатиться на коньках в школу по замерзшей реке. Когда в начале 60-х всячески обхаживавший находившегося в зените славы художника известный нью-йоркский галерист Френк Ллойд (с его именем связана скандальная история многолетней тяжбы вокруг наследства американского классика, выигранной все же дочерью Родко) посулил выполнить любое его желание, тот спросил: сможете устроить мою выставку в Двинске? Ллойд тотчас же ответил "о'кей!", но оба рассмеялись: все помнили хрущевскую ярость в Манеже, и даже мысль о выставке американского еврея-абстракциониста в советской Латвии выглядела фантастической. Еще 12 лет назад биограф Родко Джеймс Бреслин пытался разузнать в Даугавпилсе какие-то сведения о Родко для своей книги, но ни один из его местных собеседников и не слышал о таком художнике. Разглядывая слайды, показанные профессором Калифорнийского университета, студенты второго крупнейшего города Латвии дружно смеялись над тем, что за "такую мазню" платят бешеные деньги, а сообщению Преслина, что картина Родко "Черная и белая на красном" ушла с аукциона за 16,4 миллиона долларов, просто не поверили. Молодой сотрудник Даугавпилсского краеведческого и художественного музея Фарида Залетило была, конечно, подготовленнее этих студентов, но и ей ни о чем не говорило имя Родко. Узнав про приезд профессора Бреслина, она заинтересовалась, а оказавшись несколько лет спустя по случаю в Голландии, зашла в музей и была потрясена обилием материалов и репродукций этого художника, о котором и не ведают земляки. Фарида начала действовать. Она достучалась до латвийского отделения Фонда Сороса, организовала передвижную выставку по даугавпилсским школам. Два года назад вместе с директором Государственного художественного музея Марой Лаце "вышла" на американское посольство в Риге, где обеих дам спросили: "А вы представляете, в какую сумму обойдется страховка?" И объяснили, что картины Родко в Америке считают национальным достоянием и стараются вообще не вывозить, тем более куда-то на окраину Восточной Европы. За два года, однако, подули иные ветры, появились новый посол и новая служба в Госдепе. Благодаря стараниям Фариды Залетило музей в Даугавпилсе потеснился и выделил один зал знаменитому земляку. В нем открыли постоянную экспозицию его работ - 35 репродукций в натуральную величину, перенесенные со специальных пленок на холст. 21 картину Марка Родко из Вашингтона можно будет увидеть в Риге до 30 ноября. Россиянам, которые хотели бы это сделать, не обязательно хлопотать о визах. После Латвии экспозиция окажется в Эрмитаже. /Матвей ГЛЕБОВ/ |
| Информация предоставлена сервером "Известия.Ру" |
| << Предыдущая статья | Версия для печати | Следующая статья >> |


