![]() ИМЕНЕМ ИРАКСКОГО НАРОДА, США И ФРАНЦИИ"Мы все стремимся к тому, чтобы как можно быстрее сформировать ответственное иракское правительство". Эта фраза была многократно повторена в субботу на берегу Женевского озера, где в здании Дворца наций проходили неформальные консультации пяти постоянных членов Совета Безопасности ООН по новой иракской резолюции. При этом в слова "быстрее" и "ответственное" каждая страна вкладывает свой смысл. - Пожалуйста, сохраняйте спокойствие, мы приготовили для вас хороший зал, сейчас вы спокойно туда пройдете, места хватит всем, - распорядитель в женевском здании ООН вскарабкался на скамейку, держа в руке мегафон. Открыли двери - и толпа жаждущих услышать, до чего же все-таки договорилась пятерка министров иностранных дел, хлынула по коридорам Дворца наций. "Мне сказали, что отключили электричество, - удивленно-ехидно проговорил Генсек ООН Кофи Аннан, когда всех спешно разместили в другом зале. - Только что, когда мы обсуждали Ирак, мы как раз говорили о том, что там случаются перебои с электричеством и водой. Но я никогда бы не подумал, что они случаются и в Женеве..." Хотя справедливости ради нужно добавить, что перебой случился все-таки не в Женеве, а в ООН... "Это неформальные консультации, на которых ставится целью не выйти на окончательное решение, а обсудить позиции; формальные консультации наши представители продолжат в Нью-Йорке", - сказал сначала глава МИД Великобритании Джек Стро, а затем повторили Кофи Аннан и Колин Пауэлл. В конце наступающей недели в Нью-Йорке откроется министерская сессия Генассамблеи ООН, которая перерастет во встречу глав государств. Ходили слухи, что к этому времени США хотят принять или по крайней мере придать новой резолюции о будущем Ирака завершенный вид. Однако высокопоставленные источники в российской делегации сказали, что о сроках сейчас говорить рано: "Американцы не спешат". То же публично подчеркивалось и в Женеве: "Нужно не просто голосование, а жизнеспособная резолюция", - заметил Генсек ООН. Однако источники говорят так: "Какая резолюция, если стороны не могут договориться даже о принципах. Французы и американцы стоят на противоположных позициях". Суть американского предложения: международный миротворческий контингент под командованием США, легитимизация через ООН иностранного военного и политического присутствия , хотя правительство пока остается под американским началом. Только потом можно говорить о самостоятельном иракском правительстве, выборах, суверенитете и т.д. Кроме того, администрация США, хотя и запросила у конгресса еще 87 млрд долларов, хочет диверсифицировать расходы на восстановление Ирака, вовлекая не только международные институты, но и другие страны. Предложение Франции: через месяц самостоятельное правительство, признаваемое ООН, до конца года - проект Конституции, в 2004-м - выборы. Французы считают, что такая важная миссия придаст ответственности иракскому народу. Не очень понятно, правда, кому в этой конфигурации подчиняются иностранные войска, кто отдает им команды, как они сочетаются с международно признанным правительством и т.д. Вашингтон уже назвал предложения Парижа "нереалистичными". И все же, хотя первая реакция на резолюцию была взаимно жесткой, ни о каком клинче великих держав, подобном весеннему, речи не идет. Участники процесса торгуются, но вяло и скорее потому, что не могут не торговаться. Россия заняла позицию благожелательного нейтралитета. Госсекретарь США Колин Пауэлл назвал роль Москвы "полезной" - она пытается объединить разные подходы к политическому будущему Ирака. Россия передала тем не менее свои замечания на американскую резолюцию. В чем-то они схожи в позицией Франции: политическое урегулирование под эгидой ООН (хотя в Женеве Генсек произнес любопытную фразу: "Не думаю, чтобы суверенитет был передан ООН"), власть - законно избранному иракскому правительству и т.д. Но биться смертным боем за эти предложения Москва не будет точно. Как заметил один высокопоставленный дипломат, "наш ориентир - Путин, а он сказал, что нас устраивает американское командование миротворцами". Кроме того, если Россия и желает донести до американцев какие-то свои позиции, то делать это будут, очевидно, не дипломаты на публичных дискуссиях в Нью-Йорке, а Владимир Путин в тишине Кэмп-Дэвида, куда он отправится на встречу с Джорджем Бушем 26 сентября. И под шум волн Черного моря на встрече с Бушем-старшим, которая состоялась вчера в Сочи (материал об этом см. на 3-й стр.). Недаром на заключительной пресс-конференции глава МИД РФ Игорь Иванов не произнес ни слова. А что же Франция? Одни говорят, она бьется за свои нефтяные контракты в Ираке и, пока не получит подтверждения, позицию не изменит. Объяснение слишком простое и недостаточное. Дипломаты выдвигают другую идею: "После ухода Де Голля от Франции потихоньку уплывает статус великой державы, она это очень болезненно переживает и все время напоминает, что она - не просто одна из европейских стран. Ну а сегодня к этому еще добавилось желание противостоять американскому гегемонизму". А высокопоставленный источник на переговорах в Женеве добавил: "У Франции всегда так: замах на 2 рубля, потом она продает это за копейку, но зато как обставляет "продажу"... Кстати, публичные высказывания в Женеве министра иностранных дел Франции Доминика де Вильпена это косвенно подтверждают. На вопрос, собирается ли Париж накладывать вето на резолюцию, он сказал: "Мы собрались, чтобы находить решения, а не для того, чтобы создавать новые проблемы". /Светлана БАБАЕВА/ |
| Информация предоставлена сервером "Известия.Ру" |
| << Предыдущая статья | Версия для печати | Следующая статья >> |


