|  "ДЛЯ ЕВРОПЫ 11 СЕНТЯБРЯ - БОЛЬШАЯ ТРАГЕДИЯ, ЧЕМ ДЛЯ США"В понедельник в столице Германии открылся фестиваль Spielzeiteuropa, который продлится до пятого февраля. В Берлин приедут Питер Брук, Роберт Лепаж, Пиппо Дельбоно, Ванда Голонка, покажут свои спектакли Франк Касторф и Хайнер Геббельс. Начался фестиваль спектаклем "Жестокость и ласка" выдающегося режиссера Люка Бонди, который меньше чем на сутки прилетел в Берлин, чтобы поучаствовать в пресс-конференции, посвященной открытию фестиваля. Берлину давно пора конкурировать со старейшими европейскими театральными центрами вроде Авиньона и Эдинбурга - уж очень высоки уровень немецкого театра и качество организации всевозможных театральных мероприятий. Конечно, вслух никто об этом не говорил, но если Spielzeiteuropa развернется в полную силу, то этот фестиваль вполне может стать очень престижным театральным форумом. На пресс-конференции организаторы сообщили, что в будущем хотели бы привезти спектакли с "окраины Европы" - из Украины, Белоруссии, других стран. Про Россию не сообщили - окраиной Европы (тем более театральной) ее назвать сложно, но и страной, находящейся в театральном мейнстриме, - тоже. В программе этого фестиваля спектаклей из России не будет. Приедут театральные коллективы из Англии, Венгрии, Канады, Израиля, Италии, Швейцарии, Голландии, Франции, Аргентины. Черед "окраины" пока не наступил. По словам Йоахима Сарториуса, художественного руководителя Berliner Festspiele, фестиваль поможет понять "новых членов европейского союза - мы ведь слишком разные". Экспансия этого фестиваля пойдет и дальше - со временем он будет охватывать все больше стран. Как часто бывает в немецком театре, предпочтение будет отдано тем спектаклям, где толчком к художественному высказыванию стали политические или социальные проблемы. (Кстати, не обошлось и без пафосных слов, что, мол, "для Европы 11сентября - гораздо большая трагедия, чем для США".) Дискуссии, любимое занятие немецких зрителей и людей театра, будут устраиваться после каждого спектакля. Главный гость пресс-конференции - Люк Бонди - выступил последним и неожиданно для всех стал пересказывать трагедию Софокла "Трахинянки", которую он привезет в Берлин под именем "Жестокость и ласка". Бонди увлеченно говорил о тончайших отличиях его спектакля от текста Софокла. Осовременить Софокла Люку Бонди помог английский драматург Мартин Кримп: он написал текст по мотивам трагедии "Трахинянки". Люк Бонди упорно сопоставлял античную трагедию с ситуацией вокруг Ирака. Ближе к концу пресс-конференции, подробно рассказав про всех гостей фестиваля, господин Сарториус подметил, что все-таки этот фестиваль больше похож на международный театральный сезон. Что правда, то правда: ни один театральный фестиваль не длится пять месяцев. Прецедент создан. "Может, сначала нужно поговорить со мной?" Люк Бонди - "Известиям" После пресс-конференции Люк Бонди ответил на несколько вопросов корреспондента "Известий". - Господин Бонди, в Берлине часто говорят, что вы станете художественным руководителем одного из берлинских театров. Имеют ли эти слухи под собой реальную основу? - Говорят об этом? Быть может, сначала нужно поговорить со мной? (Смеется.) Если бы я был художественным руководителем, моих постановок бы не хватило и мне пришлось бы приглашать других режиссеров. А это такая проблема! - Но ведь вы, как художественный руководитель австрийского театрального фестиваля Wiener Festwochen, находитесь в такой же ситуации: вам пригодится составлять программу фестиваля, приглашать разных режиссеров. - Это совсем другое! У меня есть возможность приглашать режиссеров со всего мира. Если же я стану руководить каким-либо немецким театром, у меня будет гораздо меньше возможностей для этого. Однако если бы я стал художественным руководителем, я бы хотел сделать не только театр режиссера и актеров, но и театр автора. Даже в первую очередь - театр автора. Ведь театральное искусство сейчас находится в большой опасности: оно теряет самостоятельность. Театр хочет влиять на людей таким же способом, как телевидение, кино, шоу. А когда театр потеряет способность рассказывать истории, в центре которых человек, он перестанет быть театром. - Какое впечатление от работы в Англии, в театре Young Vic, где вы поставили спектакль "Жестокость и ласка"? - Находясь в Англии, я не чувствовал, что живу в чужой стране, - мне нравится эксцентризм англичан. Вернее сказать, это для нас чужое, и поэтому мне очень нравится. - То есть это не последняя ваша постановка в Англии? - Нет! Я надеюсь поставить там еще не один спектакль. /Артур СОЛОМОНОВ/ | 
| Информация предоставлена сервером "Известия.Ру" | 
| << Предыдущая статья | Версия для печати | Следующая статья >> | 
















