|  СЛЕДСТВИЕ ВЕДЕТ В НИКУДАВ четверг на экраны выходит "Богиня" - любовная фантасмагория, придуманная, срежиссированная и сыгранная актрисой Ренатой Литвиновой. Отчаянную эту картину трудно как-либо препарировать и втискивать на тесную полку нового российского кино. "Богиня" не вписывается в систему: она - как воздушный замок. Построена и тут же разбита на наших глазах. В пустынном отделении милиции работает следователь Фаина (Рената Литвинова) - девушка в рваных чулках, с початой бутылкой в портфеле, которая непонятно чем в органах занимается и как в них попала - тоже непонятно. Опросу свидетелей, обыскам и иным профессиональным приемам она предпочитает чудачество и какое-то возмутительное шаманство. Приставит ладошку к двери, прислушается, помолчит. И молвит человеческим голосом: "Я знаю. Она там". Все время, свободное от сканирования дверей, Фаина спит на рабочем месте и видит цветные сны с участием мертвой матери (Светлана Светличная). А иногда она просыпается и задушевно допрашивает людей. Неудивительно, что такая неприкаянная душа как магнитом притягивает падших ангелов. Один - некто Профессор с неловко забинтованными руками (Максим Суханов), питающий неизъяснимую страсть к иглам и вытертым зеркалам. Другой - потерянный отец (Виктор Сухоруков), у которого похитили дочь. И вроде бы ясно, что соседи, но спросить у них он не может. И постучаться он к ним тоже не может. Потому что когда-то повздорили. Стесняется теперь. Виноват. Положенная на музыку Ника Кейва, "Богиня" - это дивная какофония, объяснить которую на бумаге нет никакой возможности. Тем же образом, беседуя о "Богине", неизменно чувствуешь себя рыбой: губы, конечно, шевелятся, но им нечего рассказать. "Богиня" - это непрерывный поток из лиц, дыма и образов. Приплясывающие титры, вороны. Необыкновенные старухи, самозабвенно выкрикивающие всякие ("Я - звезда вашего периода!") красивые странности. Облупленная краска на стенах. Разбитые зеркала. То, что начинается как следствие, оборачивается мистического толка путешествием: в миры пока неописанные, сквозь съеденные временем зеркала. Сюжет, сперва стройный, а после все более аморфный, перебивается снами, в которых мать Фаины пьет из бутыли коньяк и зовет за собой - на небо, где Фаина найдет все ответы и найдет смысл жизни - через любовь. Сама Рената Литвинова решительно отрицает, что "Богиня" - это "киноклип" (действительно снятый модным клипмейкером Владом Опельянцем), "драма" и вообще какой-либо клишированный киножанр. Это стопроцентно авторское кино: дымчатое, безумно красивое и снятое не с оглядкой на фестивальные кинотечения, а потому что нельзя было не снимать. Поэтому Литвинова на полуслове обрывает детектив и вторую половину "Богини" транслирует с экрана настроение - вводя зрителя в полупьяное, подернутое поволокой состояние, которое возникает у опустошенных либо безнадежно счастливых людей. И даже пусть "Богиня" окажется всего-навсего мыльным пузырем, который вырос из глубокого выдоха и переливается бензиновыми пятнами. Пытаться объяснить пузырь значило бы его сразу лопнуть. Рената ЛИТВИНОВА: "Люблю личности и не люблю актеров" Сценарист, режиссер и актриса РЕНАТА ЛИТВИНОВА стала гостьей "Известий", ответив на вопросы читателей о своей новой картине. - Рената, каким образом вы подбираете артистов на роли в свои фильмы? Делаете ли много проб или уже заранее знаете, что вот, например, на эту роль пригласите непременно Светлану Светличную, а на эту - Максима Суханова? - После съемок "Богини" я утвердилась все больше и больше в том, что люблю личности, иногда даже типажи, и не люблю актеров-актеров. И если есть исключения среди актеров, которые мне действительно интересны, то это исключения, которые подтверждают правило. Я не люблю актеров! Я буду, скорее, снимать друзей, и они будут играть у меня гениальнее, чем какая-нибудь звезда. А Максим Суханов сыграл у меня гениально. Вот, кстати, случай исключения из правил. - Почему не сложилось с Нонной Мордюковой и почему Виктор Сухоруков пожаловался, что вы сильно сократили его роль, вырезали какие-то акценты? - У Виктора Сухорукова в моем фильме "Богиня" потрясающая роль, неожиданная для него самого. Зря он жалуется, актер не всегда понимает: да, я много его вырезала, но лучше не передозировать, а недодать, зря он это не понимает. Но он актер. Просто актер. А Мордюкова у меня не снялась, к моему большому сожалению, потому что она очень сильно заболела в съемочный период, хотя готовилась к роли. Роль была для нее специально написана. В конце концов ее сыграла Светлана Светличная, которая в кино не играла 15 лет. С актерами я не дружу близко. - Что вы чувствуете сейчас по отношению к этому своему фильму? - В картине есть мистика, и всякие спецэффекты выпили много крови, хотя это хорошая примета. Легкие картины - это неправильно. Я очень люблю этот свой фильм, там собралось много гениев, я намеренно это подчеркиваю, не экономлю это слово, в картине много гениально одаренных людей - и наш оператор Влад Опельянц, и художник по костюмам Наташа Иванова, и композитор Игорь Вдовин, с которым меня познакомила Земфира Рамазанова. Она сама написала гениальную песню для фильма "Любовь, как случайная смерть". - В главной героине Ульяне вы видите себя? - Да, вижу, но не только одну себя... Актер Максим СУХАНОВ: "Не надо делить режиссеров по половому признаку" - Каково это - сниматься у женщины-режиссера? - Мне кажется, что по половым признакам не надо разбивать людей в этой профессии. Рената одна из немногих режиссеров сегодня, которая обращается к себе самой, не боясь своих комплексов, страхов и восхищений. И в этих диалогах она доходит до пограничных состояний. Именно талантливому режиссеру и нельзя по-другому снимать картину. - Вы дважды снимались в картинах по историям Ренаты Литвиновой. Обе роли были похожи. И Свинья в "Стране глухих" Тодоровского, и нынешний Профессор - это потерянные, почти аутичные люди. Литвинова навязывает вам такой образ или он вам действительно близок? - Мне не очень понятен вопрос... Естественно, все, что мне удается сыграть, прежде всего мне близко. Но любое сыгранное не может получиться без сценария, в котором намечен образ. Как не может получиться без режиссера, фантазии которого питают воображение актера. - Рената снимала "Богиню" по неоконченному сценарию. Значит ли это, что реплики и реакции вам пришлось додумывать прямо на площадке? - Если вы знакомы с кинопроцессом, то знаете, что "додумывать" приходится всегда. И это не зависит от того, в каком виде сценарий. Чем интересней драматургия, тем больше хочется фантазировать на темы ее воплощения. В нашем случае так оно и было. - "Богиня" выходит в прокат довольно-таки отважным тиражом в 50 с лишним копий. Как вы - как актер, кинопродюсер и зритель - оцениваете ее потенциал? - Я не хочу делать прогнозы. Если учитывать потребности сегодняшнего зрителя исходя из рейтинга по другим картинам, то потенциал нашей картины не всепобеждающий. Но, к счастью, не благодаря рейтингу рождается, и живет, и поражает наше воображение искусство. Парадоксальность языка художника - вот, наверное, главный потенциал фильма Ренаты. /Кирилл АЛЕХИН/ | 
| Информация предоставлена сервером "Известия.Ру" | 
| << Предыдущая статья | Версия для печати | Следующая статья >> | 
















