|  РУДОЛЬФ БАРШАЙ: "ЖАЛЬ, УЖЕ МНОГИХ НЕТ. С ШОСТАКОВИЧЕМ БЫЛО ЗАМЕЧАТЕЛЬНО ПИТЬ ВОДКУ!"Легендарному альтисту и дирижеру РУДОЛЬФУ БАРШАЮ исполнилось 80 лет. Юбилей музыкант отмечает в своем доме неподалеку от Базеля, у подножия живописной горы Юра. И ждет гостей. Накануне торжества с маэстро побеседовал ВАДИМ ГРИГОРЬЕВ. - Могу я задать вам несколько вопросов? - А вот интервью не надо. Я едва успел прилететь из Милана, где играл Шостаковича и Малера. Поесть бы успеть - и вообще я не очень-то люблю давать интервью... А что бы вы хотели спросить?.. - Прежде всего поздравить с юбилеем. - Никакого особенного юбилея не будет. Друзья придут, а некоторые и приедут - и очень издалека. Я, вы знаете, не люблю всех этих торжественных речей, адреса и тому подобные вещи... Хороший стол будет - у меня замечательно готовит жена, в том числе и водку, между прочим, на каких-то корочках. Когда мы жили в Ванкувере, ее водка просто пользовалась популярностью. Посидим за столом и выпьем. Жаль вот только, уже многих нет... Шостаковича... С ним было замечательно пить водку! Да, не удивляйтесь. Он был невероятно остроумный человек, потрясающий собеседник. - А почему вы празднуете здесь, а не в Альпах, в вашем главном доме? - Там я больше работаю. Но здесь тоже хорошо. Очень красиво. - Почему вы выбрали Швейцарию? Из-за маленьких налогов? - Нет, налоги тут взимают исправно и совсем не такие скромные. Это одни досужие разговоры... Просто здешняя природа напоминает природу Северного Кавказа, где я родился. Здесь очень приятно. - И приятная публика в залах? - Да, конечно. Но самая исключительная музыкальная атмосфера - в Англии. Там невероятная дисциплина. Я прихожу заранее на репетиции, но уже почти все музыканты в сборе. И прекрасные залы - Фестивал-холл и Альберт-холл. Хотя я должен сказать, что в последнее время стали появляться и новые интересные залы - например, в Италии, откуда я приехал сейчас, построили "Аудиторио ди Милано" - прекрасная акустика и оркестр хороший. - Выходит, дело с музыкой в мире обстоит совсем неплохо? - Я бы не сказал. К сожалению, музыка во власти коммерции, увы... Музыканты приходят на репетиции и спрашивают: "А сколько нам заплатят?" Многие коллективы существуют как антрепризы - на несколько концертов, и что из этого может хорошего получиться? В старинных оркестрах получше, но тоже - коммерция захватывает. - Что же будет? - Я не пророк. - Почему вы посвятили себя камерному жанру, камерному оркестру? - Мне было это интересно. Камерные оркестры стали возникать в мире лишь после войны. Потому что стало ясно - жизнь кардинально изменилась, и произведения, которые играли большие оркестры, совсем по-другому звучали бы у камерных. И я занялся этим. Так возник и первый в СССР камерный оркестр. - Как он поживает сейчас? - Я редко бываю в России и не могу сказать определенно. - Вспоминаете ли вы о юности, о консерватории? - Прежде всего об ушедших друзьях. А ностальгия, наверное, есть у каждого. - Это ностальгия или это что-то более широкое? - Ностальгия - это уже весьма широко. Подумайте, в прошлом остались Шарль Мюнш с его Бостонским оркестром. И Игорь Стравинский - я слышал первое исполнение его "Реквиема" в Принстоне - это было невероятно. И Дмитрий Шостакович... Что вы скажете? /Вадим ГРИГОРЬЕВ/ | 
| Информация предоставлена сервером "Известия.Ру" | 
| << Предыдущая статья | Версия для печати | Следующая статья >> | 
















