|  КЛАССИЧЕСКИЙ СЕРИАЛ - ДВИГАТЕЛЬ КНИГОТОРГОВЛИРоман "Идиот" в рейтинге раздела "Русская литература" торгового дома "Москва" держится на первом месте. Если до этого здесь продавали в месяц по 10-20 экземпляров, то после показа сериала продажи выросли до 600 экземпляров. С недавних пор сериалы стали "двигателями книготорговли". Дело здесь, увы, не в беззаветной любви россиян конкретно к Федору Михайловичу. Сегодня на рынке информации первое место безраздельно принадлежит телевидению. А книги - это вторичное, они - отголоски наших зрительских симпатий. Подтверждают это другие удивительные вещи, происходящие сегодня на книжном рынке. Например, когда "Идущие вместе" развили бурную деятельность вокруг книжек Сорокина, любопытствующие читатели тут же начали сметать их с полок. До скандала крупный книжный магазин продавал в неделю от двух до пяти сорокинских экземпляров, а после скандала - 160-200. Та же счастливая судьба постигла и акунинскую "Азазель", когда год назад народу показали ее экранизацию. - Радует то, - говорит PR-менеджер "Москвы" Наталья Чупрова, - что наши читатели реагируют только на качественные экранизации. И этому есть доказательства. Например, сериал "Марш Турецкого" никак не повлиял на уровень продаж книжек Незнанского. Так что только благодаря хорошей экранизации классические и современные авторы могут рассчитывать на долгую читательскую любовь. Как показало небольшое социологическое исследование, проведенное продавцами книжного магазина "Москва", особая любовь к книгам просыпается после сериалов у женщин среднего возраста, домохозяек, у которых есть время эти сериалы смотреть. - Когда к нам за "Идиотом" приходят мужчины, они особо подчеркивают: "Это я для жены покупаю", - заключает менеджер магазина. После того как на телеканале "Культура" начался показ сериала "Сага о Форсайтах", этот роман стал дефицитным товаром. Сотрудники канала провели маленькое исследование и выяснили, что до начала показа телевизионной версии роман можно было купить в любом книжном магазине. Сегодня в магазинах чаще всего спрашивают "Сагу", но ее нет. "Издатели не подготовились к буму", - считает руководитель дирекции по связям с общественностью телеканала "Культура" Алексей Шаравский. - Однако печатать дополнительные тиражи уже поздно - последняя серия телевизионной "Саги" выйдет в эфир завтра. - А вы не боитесь, что в такой своей любви к "сериальным" книжкам наши граждане вскоре переключатся на комиксы? - спросили мы психолога Ольгу Маховскую. - Не надо так плохо думать о наших читателях. В американцев мы не превратимся. У русских нет традиции потребления комиксов. А вот последняя международная ярмарка показала, что на Западе нас хотят смотреть и читать. Не мы будем опускаться до них, а они поднимутся до нашего читателя. Успех же "Идиота" заключается не только в том, что это - сериал, но и в том, что Бортко сделал актуальный для современников фильм, несколько упростив его до уровня злободневности. Глава издательства "Захаровъ" Игорь Захаров считает: находчивые издатели могут иметь свою выгоду с любых популярных в народе сериалов. - Мы живем в такое время, когда главным для народа является телевизор. Было время, когда экранизации уступали книжкам, где все первично и по-настоящему. Но оно прошло. Таковы тенденции во всем мире: где-то что-то экранизируется и народ тут же начинает сметать с прилавков книжки "по" любимому фильму. Жизнь заставляет издателей в прямом смысле подстраиваться под телепрограмму. Вот, например, Захаров, узнав, что вскоре на одном из центральных каналов выдет... очередной сериал по классике, уже отпечатал тираж книжек. - Скоро все будут читать "Мертвое озеро", - поделился с "Известиями" своим прогнозом Игорь Валентинович, - это произведение Николай Некрасов сочинил со своей подругой Панаевой, когда им нечего было печатать в своем журнале. Этакий авантюрный роман в стиле Дюма или Жорж Санд. Теперь его экранизируют. И я уже напечатал тираж. Жду, пока это "Озеро" выйдет на экраны. А вспомните "Петербургские трущобы"! Кто до фильма знал об этом произведении? А после сериала книжку напечатали. И - хорошо продали. - Игорь Валентинович, а почему народ покупает книжки по новым сериалам, а старые фильмы на покупку литературы не возбуждают? - Не каждый из нас покупает одежду в секонд-хенде, и антикварную мебель покупают не все. А новенькое, глянцевое, свеженькое нужно каждому. Сегодня наблюдается еще одна интересная книжно-киношная тенденция. Если раньше фильмы рождались из книг, то теперь книжки рождаются из фильмов. Пример тому - "Звездные войны". К этому фильму сначала был написан Лукасом простой сценарий. А после того как картина приобрела известность, "под нее" написали книгу. Ну а с полок российских книжных магазинов скоро исчезнет роман Бальзака, по которому снят французский сериал "Растиньяк". Показ его начнется на канале "Культура" через месяц. Через два месяца "Культура" запустит американский сериал "Перри Мэйсон" по произведениям мастера детективного жанра Э.С. Гарднера. Это старое доброе черно-белое кино 1957 года выпуска. Вслед за этим исчезнут из продажи романы "Ярмарка тщеславия" Теккерея и "Лорна Дун" Блейкмора. Эти сериалы "Культура" покажет в начале следующего года. Зато у издателей есть время, чтобы подготовиться к буму на "Анну Каренину". Телеканал "Россия" приступит к съемкам сериала в начале будущего года. Еще через год, если все сложится удачно, многосерийная "Анна Каренина" будет готова к выходу в эфир. Влияют ли телесериалы на вкусы читателей? Людмила УЛИЦКАЯ, писатель: Конечно, телевидение влияет на популяризацию литературы. А как и почему, задавайте этот вопрос кому-нибудь другому. Мария АРБАТОВА, писатель: Вопрос в том, что от качества экранизации зависит представление о произведении. В советское время экранизации были блистательными. "Война и мир" - практически факсимильный перевод текста на язык кино. Кроме того, я была на киносеминаре, где нам показывали богатые экранизации, например, "Великого Гетсби". Так вот, посмотрев такой фильм, можно быть спокойной, потому что, даже если ребенок не умеет читать, он узнает, о чем произведение. А сейчас российский кинематограф беден: ему не на что нанять хороших актеров, а потом их одеть и обуть. Поэтому качество экранизации чаще всего невысокое, а это оказывается медвежьей услугой. Впрочем, "Идиота" я не смотрела, надеюсь, что у него таких проблем не было. Владимир СОРОКИН, писатель: Когда я в Токио преподавал русскую литературу, то показывал своим студентам "Войну и мир" Бондарчука, это помогало им лучше воспринять произведение. Мы живем под гегемонией визуального, и кино поддерживает литературу, помогает ей устоять - не разрушает, во всяком случае. Анна ФЕДИНА /Анна АМЕЛЬКИНА/ | 
| Информация предоставлена сервером "Известия.Ру" | 
| << Предыдущая статья | Версия для печати | Следующая статья >> | 
















