![]() ЦАРИ И ДВОРНИКИОткрывшаяся во вторник в Эрмитаже выставка показывает Петербург парадный и будничный, городскую элиту и простонародье, личную жизнь и массовые гулянья. 500 снимков из фотособрания музея (всего насчитывающего более 40 тысяч единиц хранения) дают возможность увидеть Петербург, которого больше нет и о котором остались лишь воспоминания в виде черно-белых снимков. Большинство из них экспонируется впервые. В экспозицию "Петербург в светописи 1840-1920-х годов" вошли фотоснимки, хранившиеся в Зимнем дворце, в архивах князей Юсуповых, графов Бобринских, Шереметевых, Строгановых и в других известнейших петербургских домах. Рассматривая изумительные, в интересных ракурсах предстающие виды города, значительная часть которых осталась только на фотографиях Бианки, Шульца, Лоренса и, конечно, легендарного Буллы, вспоминаешь горькое советское признание: "Дворцы и каналы на месте, а прежнего города нет". Здесь же - фотографии интерьеров знаменитых петербургских дворцов, особняков и общественных зданий, о роскоши и изысканном вкусе хозяев которых можно судить теперь лишь по светописи. Панораму ушедшего продолжают "фотофиксации" торжественных событий, оставивших след в истории столицы Российской империи. Среди них - костюмированный бал к 200-летию Санкт-Петербурга. Но печаль уходит - впереди фотографии интерьеров Зимнего дворца и Императорского Эрмитажа. Вот Большой просвет, интерьеры которого не изменились и в XXI веке, а галереи с предметами декоративно-прикладного искусства Средневековья сегодня выглядят по-другому, и так интересно сравнивать век нынешний и век минувший. После революции 1917 года в Эрмитаж поступили коллекции живописи и декоративно-прикладного искусства из Строгановского, Шереметевского, Михайловского дворцов и особняка Половцева. О том, какими были эти дворцы до революции, рассказывают фото. Лица века - отдельный сюжет выставки. Здесь фото русских императоров, членов их семей, выдающихся государственных и общественных деятелей, представителей столичной аристократии. Домашним теплом веет от фотодуэтов - Александра III с дочерью Ольгой и от его фотопортрета с женой, императрицей Марией Федоровной. На вопрос, как жили цари, отвечают фотографии с видами личных покоев императорских и великокняжеских дворцов. Портрет города, разумеется, был бы не полным без его "рядовых" жителей. И потому лучшие фотографы столицы снимают продавцов, дворников, водителей трамваев - всех тех, кого принято называть простым народом. Пристальный объектив следит за сюжетными сценками: рынками, уличными ярмарками, гуляньями - за всем тем, что составляло повседневный быт большого города. Первые шаги репортажной фотографии: открытие памятника Николаю I в 1859 году, сооружение памятника Александру III и крушение Египетского моста в 1905 году. Благодаря работам "крестного отца" репортажной фотографии Карла Буллы зритель может увидеть хронику событий русско-японской и Первой мировой войны. Выставка в Эрмитаже с фотографической точностью и живописной образностью рассказывает о самой истории, как правило, полутонов не признающей. /Юлия КАНТОР/ |
| Информация предоставлена сервером "Известия.Ру" |
| << Предыдущая статья | Версия для печати |


