![]() РЕСУРС СОГЛАСИЯК осени правительство должно разработать среднесрочную программу развития экономики со сроком действия до 2008 года - года переизбрания российского президента. Основа развития - 2 послания президента - этого года и прошлого. Приоритеты - те же, что были озвучены Владимиром Путиным нынешней весной и прошлой. Но один элемент появляется впервые - частно-государственное партнерство. Термин озвучил в четверг премьер Михаил Фрадков на заседании правительства. - Мне потребуется в районе 40-45 минут, - начал Фрадков и обвел глазами сидящих за столом министров, как будто искал тех, кто против заявленного регламента. К этому моменту Фрадков уже говорил 15 минут - описывал, что ведомствам следует сделать с его докладом: - В протокольном решении следует зафиксировать, чтобы доклад лег в основу программ федеральных министерств и ведомств. На основе доклада премьера, который, в свою очередь, опирается на послания президента, каждое ведомство должно в двухмесячный срок подготовить программу развития своей отрасли и представить ее в Минэкономразвития, которое на основе этих программ и с учетом макропоказателей экономики составит некий среднесрочный программно-целевой документ. Но дорабатываться он будет уже не в ведомстве Грефа, а в специальной рабочей группе, которую, предложил Фрадков, возглавит лично он. В итоге получится среднесрочная программа развития, "подчиненная единому замыслу", с четким набором целей и механизмов, с найденными скрытыми точками роста, которые сегодня не видны. У Фрадкова это звучит так: "Найти если не клад, то подсказки". Приоритетных направлений работы правительства, по Фрадкову, пять. Все они проистекают из посланий, а работают на повышение благосостояния народа. Направление первое, социальное. Наука, образование, здравоохранение - в общем вся "социалка", включая жилье и образование. Эти сферы должны превратиться из убыточных, малопрестижных сегментов экономики в "генераторы роста". Чтобы бизнесу было интересно в них инвестировать, работникам - комфортно в них работать, а населению - приятно получать их услуги. Направление второе, инфраструктурное. "Долгоиграющие" проекты: строительство автодорог, портов, самолетов должно стать объектом внимания со стороны государства и инвестиций как со стороны госструктур, так и бизнеса. В этом году Фрадков обещал определиться с направлением восточного трубопровода, балтийских и северных проектов, подтвердив, что "контроль за магистральными трубопроводами" должен оставаться у государства. Направление третье, корпоративное. Цель - повышение конкурентоспособности российских компаний. Сюда относится повышение прозрачности компаний, меры по укреплению банковской системы (включая доступность кредитов для малого бизнеса, а также "добровольное объединение и слияние банков"), совершенствование налогового законодательства и закона о недрах. Общий смысл - нужна новая нормативно-правовая база, которая создаст равные условия хозяйствующим субъектам. Направление четвертое, региональное. Правительство намерено поддерживать стратегии социально-экономического развития регионов. У себя они также должны искать точки роста, но коррелировать их с общефедеральными задачами. Кстати, федеральные целевые программы, которые Фрадков сильно критиковал, придя в Белый дом, через 2 дня должны быть представлены в Минфин для их окончательной корректировки на будущий год. Направление пятое, международное. Компании должны интегрироваться в мировую экономику. На первом месте - 3 страны-соседи: Украина, Белоруссия, Казахстан, затем - все СНГ и Евросоюз. Далее "США, Китай, Индия, Япония". Плюс переговоры по ВТО. Плюс ко всему выделенному в направления нужно завершать административную реформу (в 2005 году), формировать "оптимальную численность" территориальных органов федеральной исполнительной власти и избавляться от ненужного госимущества. Но все это ведомства должны делать, руководствуясь "основными направлениями деятельности правительства до 2008 года" при разработке своих программ. Фрадков на секунду задумался: - Еще раз. При разработке... Это у него такая манера, к которой до сих пор не привыкли ни министры, ни журналисты. Он любит так ласково поглядывать из-под бровей и спрашивать: "Все поняли? Еще раз повторить? Я повторю". Сбивает с толку совершенно: то ли за дураков держит, то ли сам хитрит, то ли просто "проверяет реакцию". И он-таки полностью повторил зачитанный абзац... Частно-государственное партнерство, по замыслу правительства, должно использоваться буквально во всех направлениях, но особенно - в социальном, инфраструктурном и корпоративном. - Еще далеко до представления, что имеется в виду, - честно признался в конце доклада сам премьер. - Вводится как новое понятие, надо сформировать механизмы, создать препятствия на пути создания коррупционной среды, прописать механизмы объединения частных компаний с государственными по какому-то конкретному проекту. По словам Фрадкова, это и поддержка бизнеса в его стремлении выйти за рамки узкокорпоративных интересов, реализовать себя в обществе и доказать свою социальную ответственность. - Это - ресурс согласия, - резюмировал премьер. Итак, спустя неделю после встречи президента с предпринимателями ответ бизнес-сообществу дан. Не президентом (недаром ходили слухи, что общение с бизнесом Путин отдаст Фрадкову), в довольно странной форме и без деталей. Бизнес же волновали именно детали. С одной стороны, слово "партнерство" должно вселять надежду в частный капитал: мол, власть все же воспринимает их как неких помощников в деле удвоения ВВП и повышения благосостояния трудящихся. С другой стороны, в перечислении приоритетных направлений премьером не было ничего нового, об этих приоритетах говорилось уже не раз на самом высоком уровне. И никто никогда не прояснял именно деталей, механизмов. Из слов Фрадкова следует, что руководящая и направляющая роль буквально во всех делах будет все же у государства, а значит, бизнесу могут уготовить роль молчаливых спонсоров государственных замыслов. Этакая плата за то, что власть их терпит. Кстати, в выступлении Фрадкова ни слова не было сказано про гражданский контроль, общественные организации или хотя бы - это все же относится именно к компетенции правительства - передачу части госфункций саморегулируемым объединениям, что также является косвенным подтверждением "аппаратно-государственной" линии в развитии экономики. Возможно, такой поворот связан еще с одним фактором. Пока он выглядит немного конспирологическим, но через год может стать вполне реальным: с 2005 года вступит в силу ряд "тяжелых" законов и норм, множество расходных полномочий ляжет на региональные и муниципальные бюджеты; на подходе еще несколько реформ с пока неочевидной успешностью, в частности, здравоохранения, образования. Неудачи в их реализации могут дать сбои в функционировании системы, вызвать недовольство людей. Понимая это, федеральная власть загодя создает "подушку безопасности", призывая бизнес разделить с ней ответственность. "А что означает частно-государственное партнерство?" Председатель наблюдательного совета компании "Ренессанс Капитал" Александр ШОХИН: - Речь не идет о том, что бизнес должен решать те проблемы, которые закреплены за государством Конституцией. В частности, на заседании (у премьера. - "Известия") речь шла о том, что бизнесу надо создать благоприятные условия, в том числе изменения в бюджетной сфере, чтобы инвестиции бизнеса в социальную сферу не оказались дополнительным налогом. Что касается частно-государственного партнерства применительно к крупным инфраструктурным проектам, здесь необходимо разработать механизмы реализации наподобие концессионных. Я, как сопредседатель рабочей группы Совета по конкурентоспособности и предпринимательству, намерен предложить эту тему для обсуждения на следующем заседании. Вице-президент РСПП Игорь ЮРГЕНС: - У бизнеса и государства есть общие интересы в реализации некоторых проектов. Например, только не смейтесь, профтехобразование. В Екатеринбурге слесари-станочники уже работают вахтовым методом - людей не хватает. Только предприниматели знают, какая рабочая сила им нужна. Вице-президент РСПП, сопредседатель "Деловой России" Борис ТИТОВ: - Эти вопросы должны быть переведены в законодательную плоскость. Должны быть созданы инвестиционные агентства, отлажена система тендеров, делегирования государством полномочий. Пока механизмы развиты мало. И социальные проекты должны осуществляться по такому принципу: открытость, прозрачность, отлаженный механизм реализации. А то у нас часто деньги выделят - а потом долго ищут, куда они подевались. Президент объединения ОПОРА Сергей БОРИСОВ: - Если подобное партнерство затевается ради борьбы с монополизмом - я обеими руками "за". Конкретный пример - магистральные трубопроводы. Я считаю, здесь не должно быть частных участков, должны быть частные инвестиции. /СВЕТЛАНА БАБАЕВА/ |
| Информация предоставлена сервером "Известия.Ру" |
| << Предыдущая статья | Версия для печати |


