|  ОСТРОВ НЕПОДЕЛЕННЫХ СОКРОВИЩВ четверг ровно в 16 часов по московскому времени все работы по строительству дамбы на Косе Тузла были прекращены. На самом острове - крохотном клочке суши, где прописаны всего трое гражданских, в данный момент находятся 300 военных. В четверг же туда срочно прибыл Леонид Кучма, президент Украины, прервавший из-за Тузлы заграничный визит. По ту сторону границы, в нескольких сотнях метров от Кучмы - губернатор Александр Ткачев. Вчера он провел выездное заседание Совета безопасности Краснодарского края, на котором и объявил о временном прекращении работ. Правда, добавил, что через 2-4 дня они начнутся вновь. В пятницу премьеры России и Украины Михаил Касьянов и Виктор Янукович должны начать переговоры по всему комплексу вопросов, касающихся статуса Азовского моря. 109 метров до границы Когда вчера рано утром вертолет Кучмы приземлился на острове, сооружение дамбы шло в три смены. До украинской границы оставалось 109 метров. Вчера дамба расти перестала, но строительная техника работает до сих пор: дамбу укрепляют вширь и вверх. Российскую технику и строителей украинский президент мог видеть с Тузлы без всякого бинокля. Ветер доносит даже обрывки рабочих матюгов. Сразу на Тузле - таможенный пост: собака, надпись "Нырять с причала и ловить рыбу запрещено" и ритуальный пограничный столб. Другой столб, предупреждающий россиян, что Тузла - суверенная территория Украины, стоит на северной оконечности острова. Украинский пограничник-контрактник, старшина Алексей Орлейчук показывает свои просторы: нынешнюю военную базу, бывшую прежде мирным санаторием "Два моря", "ГАЗы", "КрАЗы" и "Уралы", которыми вооружили погранцов, и земснаряд, курсирующий вдоль острова: в случае "вторжения" он обязан углублять море с российской стороны. Нарушить границу несложно - до российской дамбы можно дойти по морю аки по суху: глубина здесь около 40 сантиметров. Вооружение украинских пограничников - 120-миллиметровые орудия на сторожевиках, расставленных возле Тузлы. Пушки защищают крошечный островок длиной 6,7 км и шириной 500 м, состоящий из единственной улицы, на которой прописаны три человека, а живут - в саманных домиках, ведя натуральное хозяйство, - 30 семей. Здесь нет ни своей еды, ни воды, ни даже рыбы - все привозное. Боевой дух населения и пограничников укреплен плакатом "Охрана государственной границы была и остается делом всенародным". 62-летний Петр Николаевич живет и рыбачит на острове. Он русский, как и 70% здесь живущих, но не собирается сматывать удочки. - Пережили изобилие, переживем и войну, - говорит старый рыбак. После прибытия на остров Кучма заявил: "Я прервал продуктивный визит", виноваты в этом российские "безответственные круги", решившие "клин вбить" в отношения двух стран. И все же, по словам президента, ему удалось договориться со своим российским коллегой и остановить стройку. В это же время на той стороне границы шло заседание Совбеза Краснодарского края. Губернатор Александр Ткачев держался уверенно: смотрел на украинскую сторону через бинокль и махал рукой пограничникам. После чего заявил, что по поручению Касьянова дал распоряжение прекратить работы по строительству дамбы на период переговоров, где будет решаться судьба Керченского пролива и Косы Тузла. На этом заседание завершилось. Внутренние углеводороды О статусе Азовского моря Россия и Украина не могут договориться уже 10 лет. Россия предлагала объявить море внутренним, а Украина за это время взяла под свой контроль Керчь-Еникальский канал, беря за провод российских судов по его фарватеру свыше 15 млн долларов в год. Российские судоходные компании уже выплатили Киеву около 170 млн долларов. Дополнительная "цена вопроса" - 120 перспективных месторождений нефти и газа на шельфе Азовского моря, оценочные запасы которых составляют 150-200 млн тонн углеводородов. С этой точки зрения песчаный остров под названием Коса Тузла - настоящий "остров сокровищ". Впрочем, данные о "сокровищах" расходятся: украинские политики говорят, что за проход российских кораблей они получили 900 млн долларов, российские называют иные цифры: 10 млн максимум. 80 лет назад берег съело... Официальное основание для начала работ на дамбе - постановление губернатора Краснодарского края, где сказано: необходимость возведения дамбы обусловлена экологическими проблемами. В этом есть доля истины - именно стихия положила начало нынешнему территориальному конфликту. Все началось 29 ноября 1925 года. До этого никакого острова Тузла не существовало - была коса Тузла. Но после небывалого шторма рыбаки обнаружили у берега промоину. Вместо того, чтобы засыпать ее, они, наоборот, расширили водный проход, чтобы не огибать 11-километровую косу. Шторм 1929 года довершил дело. С тех пор вместо косы Тузла образовались четыре островка. В январе 1941 года указом Президиума Верховного Совета РСФСР Тузла была передана в состав Крымской АССР, а в 1954 году и весь Крымский полуостров был подарен Украине. Административную границу после распада Союза Украина объявила государственной. В тех пор остатки косы разрушались. Глава Таманского сельского округа Родион Остапенко называет положение катастрофическим: -- В районе поселка Сенной ежегодно смывается в залив 160--200 тыс. кубометров земли. Безвозвратно потеряны стоявшие на берегу две детские оздоровительные базы, десятки хозяйственных построек. Еще хуже обстоят дела на 25-километровом участке между мысами Тузла и Железный Рог, где каждый год море смывает до 600 тыс. кубометров плодородной почвы. Через промоины в косе волна врывается в Таманский залив и "съедает" берег. Давно закрыта для посетителей казачья хата, где останавливался Лермонтов в Тамани, "самом скверном городишке, который только можно себе представить": рядом с домиком случился оползень. Жители поселка Перекопский до сих пор помнят страшное наводнение, случившееся здесь в 1970-е. Пьяный диспетчер прозевал перемену ветра и не предупредил, что идет вода. Наводнение унесло в море четыре станицы. Жертв было много, но о них тогда не писали. И вот 6 лет назад таманские казаки на своем сходе порешили: засыпать промоины вручную. Только потом поняли: чтобы это осуществить, потомкам запорожцев пришлось бы орудовать лопатами лет сто. Сейчас почти 200 многотонных самосвалов, работая круглые сутки, почти месяц насыпали дамбу. Куда уж человеку? Пролетая над островом - Я рад, что мой голос услышан, - говорит Геннадий Майков, возглавляющий историко-культурный центр "Тамань - ЮНЕСКО". - Будучи в свое время председателем Таманского сельсовета, я написал властям разных уровней сотни обращений, сюда приезжали пять депутатов Госдумы, но дело не двигалось с мертвой точки. А тут в конце сентября над косой пролетал на вертолете Путин, направляясь в Крым на встречу с Кучмой. И сразу же после его отъезда начались работы по воссоединению Тузлы с материковой частью. 17 сентября, уже после встречи с Кучмой, Путин сказал: "Мы договорились, что вернемся к проблеме Азовского моря". Затем Путин провел совещание в Ейске, где уточнил позицию: "Я бы хотел поговорить об Азово-Черноморском бассейне в целом. О военных и экологических вопросах в зоне, очень важной для России. Это зона наших стратегических интересов. Черное море обеспечивает прямой выход России к важнейшим глобальным транспортным маршрутам, в том числе энергетическим". Путин посетовал, что рубежи России в Приазовье не охраняются вовсе: "Серьезная проблема - комплексное обустройство сухопутной и морской границы России. Создание адекватной пограничной инфраструктуры. Она должна быть надежно оснащена. Где российская территория, в целом понятно. А где пограничники наши? Больше 10 лет ничего нет. Как же так?" Многие отметили: формально возведение дамбы началось 29 сентября, на деле первые работы пошли с 18 сентября, на следующий же день после отъезда Путина с Кубани... Краевая администрация потратила из своего бюджета на строительство уже 190 млн рублей. По сведениям "Известий", федеральный бюджет пообещал компенсировать расходы. Что косвенно подтверждает: команда засыпать пошла с самого верха... "Вы приближаетесь к государственной границе" Жители поселков Сенной и Приморский не пропускают ни одного выпуска новостей украинского телевидения, которое ловится здесь не хуже российского на обыкновенную надомную антенну. Все выпуски начинаются с Тузлы. Недавно по нескольку раз в день показывали учения украинских пограничников: одетые в бронежилеты воины демонстрировали, как будут вытеснять нарушителей госграницы. Показали плакаты: "Вы приближаетесь к государственной границе суверенной Украины. Остановитесь!", "Предупреждаем, мы вынуждены применять законные меры физического воздействия". Надписи можно разглядеть с оконечности дамбы невооруженным глазом. Через "матюгальники" слышатся грозные предостережения. Вокруг кружат пограничные украинские катера, над головами барражируют вертолеты. Потенциальные "нарушители" - строители, возводящие дамбу, - хлебают украинский борщ и посмеиваются: - Очень нам нужна их территория. Начальство сказало возвести дамбу - выполним. - Хорошо, что работа подвернулась, - предвкушает заработки Василий, водитель одного из новороссийских СМУ. - Со всего края нас сюда стянули. Говорят, задание государственной важности. Но нам главное, чтобы деньги платили. Боимся ли, что стрелять с того берега начнут? Думаю, наши политики этого не допустят. У меня, между прочим, жена украинка. Мне что, с ней начать воевать? Неподалеку от полевой кухни - вагончик с надписью "штаб". Начальник стройки - первый замглавы Темрюкского района Александр Грищенко, одетый, как и положено во время чрезвычайщины, в камуфляжную форму, стоит над картой с карандашом в руках. Его однофамилец Константин Грищенко, министр иностранных дел Украины, едва ли не каждый день забрасывал российский МИД нотами протеста. Предки российского Грищенко, как и у большинства живущих на Тамани, более двух веков назад высадились на дарованные Екатериной Великой кубанские земли. Первые лодки запорожских казаков причалили именно к косе Тузла. Вот почему почти у каждого второго здесь украинская фамилия. Однако у кого на Тамани ни спроси, никто не признает, что коса -- украинская территория. Не только старики помнят, как раньше между Тузлой и Таманью ежедневно ходил катер. На косу по мелководью казаки выгоняли скот. На базар в Темрюк везли выловленную у Тузлы рыбу... Сегодня таманский старожил Александр Гаража, проходя свеженасыпанную дамбу, не скрывает своего удовольствия: - Испокон веков наши деды, казаки, добирались бричками до острова и обязательно брали с собой камни. Как увидят прогалину в косе - сбрасывают камни в воду. Я это отлично помню. Вот теперь пришел, чтобы увидеть и порадоваться, что все это возвращается к нам. Мы не дамбу строим, а косу укрепляем В четверг специальное заседание по Тузле провел международный комитет Госдумы. Сегодня многие российские политики будет участвовать в переговорах двух премьеров. - И СМИ, и комментирующие тему политики и эксперты путаются в понятиях - все говорят о строительстве дамбы. Однако речь идет об укреплении Керченской косы, так как с годами она размывается, - заявил "Известиям" глава думского комитета по международным делам Дмитрий Рогозин. - Это попытка достаточно жестким образом решить действительно существующую экологическую проблему. Второй мотив, по мнению Рогозина, - заставить Украину, которая в последнее время ведет себя "достаточно смело по отношению к России", "пока в рамках Конституции и российского законодательства" признать: есть иные варианты разрешения территориальных споров. По словам Рогозина, до 1997 года Россия за проход своих судов по этому проливу платила порядка $15 млн в год, но сейчас сумма сократилась до 5-6 млн - часть своих судов Россия стала пускать по фарватерам, принадлежащим ей, хотя они пригодны только для неглубоких судов класса река-море. Как поделились с "Известиями" украинские источники, Украина претендует и на эти фарватеры. Но дело даже не в деньгах, констатирует Рогозин. Украина, собирающаяся вступить в НАТО и ЕС, узурпировав Керченский пролив, делает "российский город Таганрог открытым для натовской эскадры". На вопрос "Известий", не развязывает ли Россия своими действиями Украине руки для выхода из недавнего "соглашения четырех" по Единому экономическому пространству, не подталкивает ли в объятия НАТО и ЕС, Рогозин ответил: наоборот, это повод, удачный для украинской элиты и Кучмы. "Ажиотаж поможет ему напомнить о себе как о единственном защитнике украинской государственности, особенно в условиях падения рейтинга". Один из путей снятия напряжения - создание российско-украинской государственной компании по эксплуатации судоходных путей Азово-Керченской акватории. По мнению экспертов, такое решение поможет снять многие проблемы и значительно улучшить условия судоходства, а экономически это будет выгодно обоим государствам. По сведениям "Известий", на сегодняшних переговорах Россия предложит именно этот вариант. /Янина СОКОЛОВСКАЯ/ | 
| Информация предоставлена сервером "Известия.Ру" | 
| << Предыдущая статья | Версия для печати | Следующая статья >> | 
















