Сегодня же в Курске началась и еще одна выставка. На сей раз, полностью на местном материале. В августе 2003-го года все православные верующие отметят столетие со дня канонизации Серафима Саровского. Курск должен стать одним из центров сохранения памяти об этом святом, поскольку преподобный Серафим, в мирской жизни – Прохор Машнин, родился в нашем городе.
Открытие выставки в память о преподобном Серафиме Саровском кажется многолюдным, не столько от количества посетителей, сколько от тесноты музейных помещений. Три небольших зала заполнены экспонатами, большинство из которых скорее символизируют эпоху, нежели личность святого. Статуя молящегося мальчика конца девятнадцатого века не могла иметь никакого отношения к детству преподобного, но именно она, по словам музейщиков, стала центральной фигурой экспозиции, создающей нужную атмосферу в зале. Осколки колокола Знаменского собора – звук этого колокола, наверняка слышал, юный купеческий сын Прохор Машнин, который еще не знал, что будет канонизирован под именем Святого старца Серафима. Изображения преподобного. Среди них не хватает одного, со светской исторической точки зрения самого главного. Того, что хранится в Сергиево-Казанском соборе. Ученые не исключают, что это прижизненный портрет или копия с такового. Над святым нет нимба. Он появится на иконах, написанных после канонизации. Под сенью таких икон у представителей городской власти появляются мысли о том, что не сделано. Серафим Саровский никогда не носил вериги. Он говорил: «Кто нас оскорбит словом или делом, если мы переносим обиды по евангельски – вот и вериги наши». Возможно, преподобный уже простил потомкам все, что они сделали в двадцатом веке с колоколами, источниками и собственной памятью.